К 2035 году COMAC планирует занять пятую часть мирового рынка узкофюзеляжных самолётов и треть китайского, рассчитывая продать 2000 самолётов C919 в ближайшие 20 лет. Издание FlightGlobal прогнозирует, что на мощностях в Шанхае будет изготовлено 1209 самолётов, включая 687 стандартной версии и 522 воздушных судна в удлинённом варианте.
Формирование портфеля заказов на самолёты COMAC C919 от трёх крупнейших авиаперевозчиков Китая: China Southern, Air China и China Eastern, фиксирует готовность китайской авиационной промышленности к существенному наращиванию выпуска этих машин. В соответствии с объявленными твёрдыми контрактами, ожидается, что к 2031 году эти авиакомпании будут эксплуатировать не менее 100 самолётов C919 каждая.
Наращивание производственных мощностей является ключевым условием для выполнения трёхзначных заказов от основных авиакомпаний страны. В 2024 году COMAC поставила девять самолётов C919, в 2025-м заказчикам планируется передать 30 единиц, с последующим выходом на ежегодный выпуск 50 самолётов, сообщает Рейтер. Расширение производственной базы в Шанхае, о котором сообщалось в середине декабря, направлено на обеспечение производства, позволяющего выйти на запланированные показатели.
В настоящее время всего в эксплуатации находится 16 узкофюзеляжных воздушных судов китайского производства, выполняющих рейсы внутри Китая, а также с января 2025 года в Гонконг. COMAC ставит перед собой цель к 2028 году достичь годовой производственной мощности в 150 самолётов C919, консалтинговая компания Cirium прогнозирует поставку в текущем году 27 бортов этого типа.
Развитие производственных возможностей COMAC подразумевает не только увеличение объёмов выпуска C919, но и активное освоение новых рынков. Получение сертификатов от зарубежных авиационных регуляторов является одним из ключевых направлений работы корпорации, позволяющим расширить географию поставок. Международная сертификация самолёта отражает желание COMAC конкурировать на глобальном рынке с Airbus и Boeing, которые ежемесячно выпускают десятки самолётов линейки А320/321 и В737.
Активное продвижение C919 на внутреннем рынке Китая в сочетании с подготовкой к выходу на международный – определяет стратегию роста COMAC и говорит о стремлении корпорации занять своё место среди ведущих мировых производителей авиационной техники. При этом конструкция C919 критически зависима от поставок комплектующих из США, Германии и Франции.
Импортозамещение — не самоцель, но требование текущего момента
Алюминиево-литиевые сплавы составляют 8,8% конструкции, композитные материалы – 12%. Планер будет в основном изготовлен из алюминиевых сплавов. Изначально предполагалось, что центроплан будет изготовлен из полимерных композитов, позже от них отказались, чтобы упростить проектирование.
Параллельно с наращиванием производства узкофюзеляжного C919, COMAC ведёт работу над широкофюзеляжным самолётом C929. В настоящий момент проект C929 находится на этапе эскизного проектирования и выбора поставщиков. Корпорация планирует уже в ближайшее время перейти к рабочему (детальному) проектированию.