В течение последней недели продолжающийся спад авиаперевозок свидетельствует, что на фоне национальных ограничений полётов и закрытия границ европейский рынок приближается к практически полной остановке. Основная часть трансграничных регулярных перелётов по всей Европе существенно снизилась, а значительная часть флота остаётся на земле. Россия стала последней страной, которая приостановила международные авиаперелеты с 27 марта.
Но полеты по всей Европе продолжаются. Это происходит главным образом на внутренних и соседних рынках, в основном для облегчения жизненно важных поездок, репатриации граждан и доставки грузов и медикаментов. Часть пассажирских самолетов авиакомпании переориентируют на грузовые маршруты, чтобы хоть как-то восполнить финансовые потери.
По оценке вице-президента IATA по Европе Рафаэля Шварцмана, к концу марта европейский трафик упал более чем на 80%. "Если вы посмотрите на то,что произошло 25 марта, у нас было около 5800 рейсов в Европе против в среднем 29-30 тысяч рейсов в день, - отметил он. - Некоторые из крупнейших перевозчиков: Lufthansa, IAG, Air France-KLM, EasyJet и Ryanair – близки к сокращению полётов на 90%. Так что это дает вам представление о величине сокращения количества рейсов", - сказал вице-президент, отвечая на вопрос: "Сколько мощностей было заземлено в Европе?" во время брифинга для СМИ 26 марта.
Данные общеевропейской аэронавигационной организации Eurocontrol показывают, что 25 марта ежедневный трафик снизился более чем на 50% по сравнению с тем же днем в 2019 году во всех 43 отслеживаемых государствах. Подавляющее большинство стран показывают падение более чем на 75%. Примечательно, что ежедневный трафик снизился примерно на 80% или более на пяти крупнейших авиационных рынках Европы: Франции, Германии, Италии, Испании и Великобритании.
Аэропорты Европы также закрывают свои объекты или закрываются вообще, особенно в городах, где имеется более одного аэропорта. С 25 марта аэропорт Лондон-Сити закрылся для регулярных и частных полетов, в конце марта парижский аэропорт Орли закроется и рейсы будут переведены в аэропорт Шарля де Голля.
"Многие региональные аэропорты закрыты. Что касается крупных аэропортов, то мы видим, что крупные хабы либо полностью, либо частично закрывают некоторые терминалы", - отметил Шварцман.
Сейчас IATA прогнозирует, что пассажиропоток европейских перевозчиков в этом году снизится на 46% по сравнению с 2019 годом и доходы от пассажирских перевозок составят 76 миллиардов долларов. На этом фоне IATA призывает европейские правительства принять срочные меры для оказания финансовой помощи перевозчикам, будь то через прямую финансовую поддержку, кредитные гарантии или налоговые послабления.
Как пострадали 10 крупнейших авиакомпаний Европы
RYANAIR GROUP
Пассажиропоток 2019: 152,4 млн человек
Перевозчики: Ryanair, Lauda, Buzz, Malta Air
Крупнейший в Европе перевозчик по количеству пассажиров, Ryanair уже сократила 80% своей мощности к 18 марта, а с 17 марта заземлил свое австрийское подразделение Lauda. В настоящее время более 90% парка самолётов находится на земле. Исполнительный директор группы Майкл О'Лири заявил 24 марта, что, основываясь на опыте вспышки болезни в Китае, перевозчик не планирует выполнять регулярные рейсы в апреле и мае. Авиакомпания с 27 марта сохраняет минимальное количество рейсов по 17 маршрутам, преимущественно связывающих Великобританию и Ирландию.
LUFTHANSA GROUP
Пассажиропоток 2019: 145,2 млн человек
Перевозчики: Lufthansa, Eurowings, Swiss, Austrian, Air Dolomiti
Lufthansa Group эксплуатирует около 5% от своей общей мощности – запаркованы примерно 700 из 763 самолетов.
Подразделения Austrian Airlines и Brussels Airlines приостановили регулярные рейсы с 19 и 21 марта соответственно – первый продлил отмену до 19 апреля. Североитальянское подразделение Air Dolomiti приостановило все полеты с 18 марта, но продолжает обслуживать рейсы между Франкфуртом и Миланом.
Lufthansa продолжает обслуживать Ньюарк, Чикаго, Монреаль, Сан-Паулу, Бангкок, Токио и Йоханнесбург из Франкфурта. Авиакомпания продолжает выполнять 40 ежедневных внутриевропейских рейсов из Франкфурта и Мюнхена.
Дочерний лоукостер Eurowings сократит свою операционную деятельность примерно до 10%, а также временно заземлит Germanwings и Eurowings Europe.
IAG
Пассажиропоток 2019 года: 118,3 млн человек
Перевозчики: Aer Lingus, British Airways, Iberia, Vueling
IAG, которая управляет British Airways, Aer Lingus и испанскими перевозчиками Iberia и Vueling, 16 марта заявила, что группа сократит мощности в апреле и мае на 75% по сравнению с теми же месяцами в 2019 году. British Airways приостановила полеты из аэропорта Лондон-Сити после его закрытия для полетов с 25 марта до конца апреля. Aer Lingus продолжает работать по сокращенному графику, включая полёты из Дублина в Нью-Йорк JFK, Бостон, Чикаго, Сан-Франциско и Торонто до конца месяца.
AIR FRANCE-KLM
Пассажиропоток 2019 года: 104,2 млн человек
Перевозчики: Air France, KLM, Transavia, Transavia France, Hop
16 марта Air France-KLM заявила, что сократит пропускную способность на 70-90%. Французское и голландское подразделения Transavia France и Transavia приостановили полеты 21 и 23 марта соответственно.
KLM начнет свой летний сезон с полетов примерно на 10% от своей нормальной мощности. Хотя голландский перевозчик будет работать на 57 направлениях, он резко сокращает свои частоты в период с 29 марта по 3 мая.
Air France с 23 марта выполняет полёты по нескольким международным маршрутам, чтобы французы и европейцы из других стран могли вернуться домой. Также будут выполняться жизненно важные для экономики Франции рейсы из Парижа внутри страны, на Корсику (в партнерстве с Air Corsica) и на заморские территории.
easyJet
Пассажиропоток 2019: 96,1 млн человек
EasyJet приостановила большинство своих рейсов с 24 марта. Компания поддерживает минимальное расписание на некоторых маршрутах, в основном из Лондона.
TURKISH AIRLINES
Пассажиропоток 2019: 74,3 млн человек
Перевозчики: Turkish Airlines, Anadolu Jet, Sun Express (совместное предприятие с Lufthansa)
Авиакомпания Turkish Airlines приостанавливает все свои международные рейсы с 27 марта за исключением пяти маршрутов: в Нью-Йорк и Вашингтон, Москву, Аддис-Абебу и Гонконг. Перевозчик продолжает выполнять внутренние рейсы на сокращенной основе.
Главный исполнительный директор авиакомпании Билал Экси написал в Твиттере, что полеты в Нью-Йорк прекратятся. Рейсы в Москву будут прекращены в связи с приостановкой Россией международного авиасообщения.
АЭРОФЛОТ
Пассажиропоток: 61,0 млн человек
Перевозчики: Аэрофлот, Россия, Победа, Аврора
Аэрофлот уже сократил свою сеть европейских рейсов из Москвы до девяти направлений: Амстердам, Берлин, Брюссель, Дублин, Женева, Лондон, Мадрид, Париж и Рим, В США остался только рейс в Нью-Йорк.
Но даже эти полеты, скорее всего, прекратятся после того, как российское правительство объявило о приостановке международных полетов в Россию с 27 марта. Авиакомпания продолжит выполнять чартерные рейсы для возвращения россиян домой.
Дочерняя авиакомпания - лоукостер "Победа" прекращает полностью свою операционную деятельность с 1 апреля до 31 мая.
Wizz Air
Пассажиропоток 2019 года: 42,5 млн человек
Центрально-европейский бюджетный перевозчик Wizz Air сократил свои полёты примерно до 15% от своего существующего расписания.
NORWEGIAN
Пассажиропоток 2019 года: 36,3 млн человек
По состоянию на 24 марта большая часть флота компании находится на земле, перевозчик сократил полёты до минимума и будет главным образом осуществлять внутренние перевозки в Норвегии и Швеции, а также между столицами Северных стран, чтобы можно было перевозить людей, необходимые товары и медикаменты. Этот ограниченный график будет действовать до дальнейшего уведомления.
PEGASUS AIRLINES
Пассажиропоток 2019 года: 29,9 млн человек
На турецком операторе сказались меры, принятые турецким правительством и другими зарубежными странами, что привело к введению ограничений на полеты в 24 страны, которые обслуживает компания Pegasus.
Aegean Airlines приостановила все международные рейсы с 26 марта по 30 апреля, за исключением их небольшого количества, связывающих Афины с Брюсселем.
Air Baltic-Carrier стала одним из первых европейских операторов, прекративших все полеты после решения Латвии закрыть свои границы, приостановив полеты с 17 марта по 14 апреля.
Air Malta приостановила выполнение регулярных рейсов с 20 марта до дальнейшего уведомления, но выполняет грузовые и репатриационные рейсы в Амстердам, Франкфурт и Хитроу.
Air Moldova приостановила полеты с 17 марта по 15 мая.
Czech Airlines приостановила полеты с 16 марта по 11 апреля в связи с введением ограничений пограничного контроля.
Jet2 приостанавливает свою летную программу по крайней мере до 1 мая.
La Compagnie – премиальный дальнемагистральный оператор La Compagnie стал первым европейским оператором, временно приостановившим свою деятельность из-за запрета на поездки в связи с коронавирусом, отменив свои регулярные рейсы почти на месяц, после запрета трансатлантических перелётов, введенного правительством США.
LOT - польский перевозчик приостановил все международные рейсы из Польши и Венгрии с 15 марта после введения Польшей пограничных ограничений.
Региональный перевозчик Luxair (Люксембург) приостановил все рейсы с 23 марта.
SAS приостановила большую часть своих международных рейсов и временно сократила персонал на 90%. Продолжает обслуживать некоторые европейские, внутренние и внутрискандинавские маршруты.
TUI 16 марта приостановила продажу подавляющего большинства туристических пакетов.
Volotea - испанский оператор приостановил полеты как минимум до 8 апреля.
Беспрецедентный кризис авиаперевозок по всему миру, связанный с пандемией коронавируса COVID-19, кардинально изменит рынок авиауслуг после восстановления авиасообщения и открытия границ. Уже сейчас можно утверждать, что не все авиакомпании смогут пережить потрясения, с которыми мировая гражданская авиация за всю свою почти столетнюю историю никогда не сталкивалась.
По материалам
Фото © Mike Kelly / http://www.boredpanda.com/air-traffic-photos-airportraits-mike-kelley/