Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК) удалось не только избавиться от импортозависимости, но и улучшить технические характеристики разработанных двигателей. Так, боевые вертолёты Миля и Камова получили современный и технологичный двигатель ВК-2500, а «сердцем» новейшего транспортного самолёта Ил-112В станет инновационный ТВ7-117СТ.
ВК-2500
Как заявил в 2018 году вице-премьер Юрий Борисов, Россия решила проблему зависимости от украинских двигателей для нужд вертолётного парка Вооружённых Сил .
ОДК организовала производство в России турбовального двигателя ВК-2500, который призван заменить двигатели ТВ3-117, производившиеся на Украине.
Семейство ВК-2500 предназначено для большинства машин ОКБ Камова и Московского завода им. Миля. В частности, устанавливается на модификации вертолётов Ми-17, а также новейших боевых Ми-28, Ка-52, Ми-35. Если говорить о военных вертолётах, поставляемых в рамках гособоронзаказа, то уже сегодня все они оснащаются российскими ВК-2500. Например, на «Ночные охотники» устанавливается исключительно российская силовая установка.
С целью организации производства в России ВК-2500 была организована широкая производственная кооперация предприятий ОДК. На территории «ОДК-Климов» под Санкт-Петербургом завершено строительство нового конструкторско-производственного комплекса по вертолётным двигателям. Установочная партия двигателей ВК-2500 полностью из российских комплектующих была выпущена в 2014 году, а в 2015 году организовано их серийное производство на базе «ОДК-Климов».
В сравнении с ТВ3-117, новый ВК-2500 — более технологичный двигатель, преимуществами которого являются высокая топливная эффективность, повышенная мощность, современная система автоматического управления.
За разработку следующей модификации ‒ ВК-2500ПС-03 ‒ петербургское предприятие ОДК получило приз и диплом конкурса «Авиастроитель года — 2017».
Основными отличиями нового двигателя стали самая современная российская электронная система автоматического управления типа FADEC и противопомпажная защита. Как отмечают разработчики, вертолёты с такими двигателями практически защищены от отказа силовой установки, которая может возникнуть из-за мощных потоков воздуха или сильного снижения давления в условиях жаркого климата.
Комплекс работ по сертификации ВК-2500ПС-03 был завершён в 2016 году. С 2017 года двигатели этого типа серийно производятся на «ОДК-Климов». Силовой установкой с двумя ВК-2500ПС-03 оснащён новый российский вертолёт Ми-171А2.
Кроме того, конструкторы ОДК ведут разработку перспективного двигателя ВК-2500М, который предназначен для установки на перспективные вертолёты со скоростью полёта до 400 км/час. Среди основных преимуществ — повышенная мощность при сниженной массе и модульность конструкции. Также новый двигатель можно будет легко применять для модернизации уже существующего парка вертолётов «Ми» и «Ка» благодаря полной взаимозаменяемости с серийными двигателями ВК-2500 и ТВ3-117. Специалисты ОДК уже испытали отдельные узлы двигателя ВК-2500М, которые подтвердили заявленные характеристики.
ТВ7-117СТ
Ярким компонентом программы импортозамещения «ОДК-Климов» является двигатель ТВ7-117СТ — «сердце» лёгкого военно-транспортного самолёта Ил-112В, который в настоящее время проходит аэродромные отработки в Воронеже. Перспективный российский самолёт нового поколения заменит устаревшие Ан-24 и Ан-26.
ТВ7-117СТ является базовым двигателем для силовой установки военно-транспортного Ил-112В, а гражданская модификация — ТВ7-117СТ-01 — станет штатным двигателем регионального пассажирского самолёта Ил-114-300 (Ил-114В).
Взлётная мощность двигателя ТВ7-117СТ составляет 3000 лошадиных сил. В чрезвычайном режиме силовая установка может выдавать до 3600 лошадиных сил. При сухой массе не более 500 кг двигатель имеет удельный расход топлива меньше 200 грамм на л.с. в час. Таким образом, ТВ7-117СТ мощнее, легче и экономичнее украинского АИ-24, который, к примеру, установлен на Ан-26.
Помимо этого, одной из особенностей инновационного двигателя является созданная «ОДК-Климов» система автоматического управления контролирует не только работу двигателя, но и воздушный винт, то есть всю силовую установку воздушного судна. За разработку оптимизированного узла привода винта двигателя ТВ7-117СТ молодой конструктор АО «ОДК-Климов» Владимир Коржуков был удостоен Национальной премии «Золотая идея».
По материалам ГК «Ростех»