12 августа 2024 года в Жуковском состоялось торжественное открытие мемориальной доски, посвященной Герою Российской Федерации Александру Валерьевичу Крутову. Он проводил испытания штурмовика вертикального взлёта и посадки Як-38 на прочность и устойчивость, испытывал корабельные истребители Су-27К и МиГ-29К. В первых числах ноября 1989 года, совместно с Игорем Вотинцевым выполнил первую посадку штурмовика Су-25УТГ на палубу авианесущего крейсера и провёл его испытания. Выполнил ряд испытательных работ на самолётах Су-17, Су-24, Су-25, Су-27, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29 и других по тематике ЛИИ.
Указом президента РФ В.В.Путина от 19 сентября 1995 года, за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники летчику- испытателю Крутову Александру Валерьевичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда». На церемонии открытия присутствовал глава Жуковского, депутаты Совета депутатов города, лётчики-испытатели ЛИИ и ОКБ, однокашники А.В. Крутова по Качинскому училищу, родные и близкие героя. Вёл церемонию историк авиации Андрей Симонов.
Александр Крутов родился в Кинешме 12 августа 1951 года в семье врачей: отец — хирург, мать — гинеколог, дед — психиатр. Почему-то медицину мальчик с детства невзлюбил, а всегда мечтал стать лётчиком. Своего он добился, но путь к исполнению заветного желания оказался отнюдь не лёгким. Саше было 8 лет, когда вместе с родителями он переехал в Иваново. Сразу после окончания школы юноша подал документы в лётное училище, но по медицинским показателям его не приняли. Год он работал учеником фрезеровщика на Большой Ивановской мануфактуре, затем техником охранной сигнализации в службе вневедомственной охраны.
Мечта о небе родилась у летчика еще в школе. Вот что он вспоминал:
- Я в то время жил в городе Иванове, учился в 7-8 классе Как-то летом гулял во дворе, и к нам с друзьями подошла управдом. Она попросила сказать родителям, что для нас организовали экскурсию в аэропорт, и всех желающих могут туда отвезти. Когда приехали в аэропорт, нас посадили в Ан-2 и покатали над городом. После этого случая захотелось смотреть на землю сверху.
Мечта юноши началась после поступления в Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков, которое он закончил в 1973 году. Десять лет он прослужил лётчиком в армии, потом захотелось достичь в профессии большего — так и поступил в 1980 г. в Школу лётчиков-испытателей.
За 75 лет существования Школы лётчиков-испытателей ЛИИ из её стен были выпущены 811 лётчиков, прошедших полный курс обучения. Среди выпускников ШЛИ — Герои Советского Союза и Российской Федерации, заслуженные лётчики-испытатели и штурманы-испытатели СССР и РФ, лётчики-космонавты СССР. Более 11 тысяч авиационных специалистов различного профиля прошли обучение на курсах повышения квалификации.
Именно выпускники ШЛИ первыми подняли в небо и дали путёвку в жизнь таким высококлассным образцам вооружения, как самолёты Ан-22, Ан-124, Ил-80, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29, МиГ-31, Су-15, Су-24, Су-25, Су-27, Су-30, Су-33, Су-34, Ту-22М3, Ту-160, Як-38 и Як-130, вертолёты Ка-27, Ка-29, Ка-50, Ми-14, Ми-26 и Ми-28, многие из которых состоят на вооружении ВКС России и Морской авиации ВМФ до сих пор.
Вот что Александр Крутов думал о роли Школы лётчиков-испытателей:
- Летчик не может стать летчиком-испытателем, если не окончит нашу единственную в стране школу. В экспериментальную авиацию летчики попадают из гражданской или военной авиации. Взять и обучить человека с улицы невозможно, он уже должен быть летчиком. Когда я поступал в Школу летчиков-испытателей, надо было иметь 500 часов налета на истребителе (сейчас 200 часов).
Мы не учим летать самолеты, мы их испытываем на прочность, на режимы, которые определяют возможности самолета. Летчик-испытатель определяет максимальную и минимальную скорость самолета.. Летчики-испытатели доводят самолет до такой перегрузки, когда он уже почти разваливается. Самое главное, что работа летчика-испытателя интересная и нужная.
Первым испытанным начинающим лётчиком-испытателем Александром Крутовым после окончания ШЛИ стал истребитель с изменяемой стреловидностью крыла МиГ-23. Вот, что он вспоминал об этом:
- Мне посчастливилось испытывать его в интересных критических режимах. Под машину подвесили баллоны со сжатым воздухом и на больших углах атаки над крылом выдували сжатый воздух: изучали, как будет себя вести самолет. Это была моя первая работа в Летно-исследовательском институте.
А за полтора года учебы в ШЛИ летчик освоил 12 типов летательных аппаратов: от тяжелых самолётов Ту-16, Ил-76 до истребителей МиГ-21, МиГ-23, Су-15, Су-7, Су-17.
Крутову пришлось испытывать и первый отечественный истребитель вертикального взлета и посадки Як-38.
— Як-38 был прежде всего сложен в пилотировании. Перед первым полетом на нем я освоил управление вертолетом. Крылья у истребителя были небольшие, аэродинамическое качество низкое, поэтому скорость снижения по глиссаде была около 450 км/ч, а колесики маленькие и колея у шасси узкая, поэтому посадить даже по-самолётному его было лчень трудно. Ну а потом мне посчастливилось взлетать на Яке с и трамплинов, и с грунта, и приземляться на грунт или бетон.
У него была особенность: когда во время взлета или посадки Як висел над бетоном, то бетон разлетался, как песок, из-за высокой температуры и силы реактивной струи. Тем не менее, мы все-таки освоили освоили и посадку и взлет и с грунта, и с бетона, не разрушая его. Испытывали разные методики взлета. К сожалению, сейчас эту модель самолета уже не выпускают.
В составе военно-воздушных сил России есть тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», с которого Крутову посчастливилось взлетать и садиться. Это был первый авианосец, на котором истребители взлетали с трамплина без катапульты.
Именно Крутов 1 ноября 1989 года впервые посадили Су-25УТГ на палубу того самого «Адмирала Кузнецова» (тогда он назывался — «Тбилиси»).. Вот что вспоминал сам летчик об этом событии.
— В тот день на крейсер сели Су-27К, МиГ-29К. На Су-27К сел Виктор Пугачев, на МиГ-29К — Токтар Аубакиров, а мы с Игорем Вотинцевым полетели на Су-25УТГ и тоже сели на корабль, хотя это было не просто. Ведь чтобы удачно сесть на авианосец, на высоте летчик может отклониться от глиссады только на 60 сантиметров. Если выше – гак (специальный крюк) не зацепится за трос аэрофинишёра (технического устройства, предназначенного для посадки самолетов на палубу авианосца), если ниже – ударишься в корабль.
Перегрузки при торможении на аэрофинишёре возникают такие, что после нескольких посадок на плечах появлялись синяки от привязных ремней.
При взлёте на трамплине тоже возникают перегрузки, но небольшие. Единственное, когда первый раз взлетаешь, они неожиданные: кроме перегрузки возникает ещё и угловое вращение.
Над нами в Саках проводили медицинские эксперименты: снимали кардиограмму прямо в полёте. Пульс за 200 заходил. Но нас с молодости учили не обращать внимания на свои ощущения. Обращать внимание надо на то, что ты видишь, а не на то, что чувствуешь.
Александр Крутов был летчиком испытателем почти 25 лет с с 1981 по 2006 год. Он провел ряд испытательных работ на самолетах Су-17, Су-24, Су-25, Су-27, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29 и других по тематике ЛИИ.
Всякое случалось в жизни летчика, но он ни разу не катапультировался. Бывали случаи, когда мне не везло, шутил Крутов, но их нельзя было назвать критическими. Тут летчик слукавил. Был в его биографии случай, когда он чуть не погиб. Вот что о нем вспоминал сам Александр Валерьевич:
- Было одно происшествие на вертолёте Ми-8. Это произошло 22 июня 1984 года. Дата запомнилась… Я был молодым лётчиком-испытателем и меня посадили вторым пилотом к другому лётчику, который оказался немножко недоученным.
На полигоне с МиГ-25 катапультировали кресло с манекеном с большой высоты и сверхзвуковой скорости, а нам надо было этот манекен найти и подобрать.
Во время поиска поймали режим вихревого кольца хвостового винта – хвостовой винт попадает в собственный спутный след и становится неэффективным. Вертолёт крутится и падает. Мы упали в лес. Вертолёт вдребезги, разве что пожара не было, потому что у нас бортмеханик был очень опытный, он оба двигателя просто выключил. И ещё повезло, что мы упали на высокие сосны.
Ствол сосны прошел через вертолёт, затормозил падение, и мы так вдоль него и опустились. Пострадал я один: сломал руку и ногу. Но больше ничего со мной не случалось. Я больше ни разу не падал и не катапультировался.
Указом президента РФ В.В.Путина от 19 сентября 1995 года, за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники лётчику-испытателю Крутову Александру Валерьевичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда». К сожалению, по состоянию здоровья испытатель вынужден был уйти с лётной работы, но авиацию не оставил.
В период с 2006 по 2013 год он работал начальником вертолетного поисково - спасательного отряда Лётно-исследовательского института имени Громова. А в 2013 году Крутов стал начальником Школы летчиков-испытателей имени Федотова, которую возглавлял 7 лет. Жизненный путь Александра Крутова отмечен орденом «За личное мужество», медалями.
Достойно продолжил дело Александра Валерьевича его сын Евгений, который, как и отец, стал лётчиком-испытателем.
- Когда мой сын захотел в аэрокосмический лицей, то я ему сказал: хочешь – не вопрос, вспоминал Александр Крутов. Сели в машину, поехали в лицей. Он поступил. Но однажды меня пригласила классная руководительница и сказала, что педсовет собирается сына за плохое поведение выгнать, поэтому я должен прийти и попросить за сына.
Я ответил:
- Напрасно вы это сказали, потому что я приду и скажу: обязательно выгоните его из лицея. Я человек дисциплинированный и считаю, что разгильдяям в авиации не место. Я хочу сыну добра. Если он будет разгильдяем, то он просто убьется.
Она на следующий день его без педсовета перевела в другую школу. После лицея он поступил в школу-интернат с первоначальной лётной подготовкой в Ейске. Уже перед самым выпуском звонит мне его дружок и говорит:
- Дядя Саша, Женя попался в самоволке, я вас прошу – позвоните своим друзьям (а друзья есть, потому что я там учился), чтобы его не исключали. Я его спрашиваю:
- А ты с Женей посоветовался, прежде чем мне звонить? Я, конечно, позвоню. Но ты спроси его.
Через десять минут он перезванивает и просит:
- Пожалуйста, никуда не звоните. Женя знал, что если я позвоню, то скажу: выгнать!
Я никогда не говорил, что не хотел видеть сына лётчиком. Но и не призывал к этому. Просто он с детства часто бывал со мной на аэродроме, когда ему было десять лет, я его и на вертолёте катал, и на истребителе.
Уроки отца не пропали даром: Евгений закончил в 2005 году Школу лётчиков-испытателей имени А. В. Федотова. Во время работы в институте осуществил ряд сложных испытаний различных самолётов. Освоил более 15 типов самолётов, общий налёт составляет более тысячи часов. Имеет квалификацию лётчика-испытателя 1-го класса.
5 октября 2018 года Крутов на месте командира вместе М. В. Кондратенко в качестве инструктора принимали участие в предполётных испытаниях самолёта-лаборатории МиГ-29ЛЛ в Жуковском. На высоте в 10 тысяч Крутов приступил к выполнению поставленного задания, став выполнять фигуры пилотажа.
В процессе вывода самолёта из петли, в задней части фюзеляжа раздался удар, после чего в левом двигателе начался пожар, перекинувшийся затем и на правый.
Не предпринимая попыток катапультироваться, лётчики вывели самолёт из облачности, увидев жилые многоэтажки Воскресенска. После того, как они увели самолёт от домов в район леса и полей, управление полностью отказало. Лётчикам удалось катапультироваться, их парашюты успешно раскрылись.
Крутов приземлился нормально, однако Кондратенко получил травму спины, и вскоре они оба были найдены, доставлены на аэропорт Раменское, а затем в Центральную городскую больницу Жуковского для обследования.
В заключении специальной комиссии по итогам расследования аварии было отмечено, что «действия экипажа были продуманными, грамотными и своевременными с проявленными при этом выдержкой и самообладанием, направленными на исключение катастрофических последствий столкновения самолета с жилыми массивами, при полном понимании реальной угрозы своим жизням и здоровью». 12 апреля 2021 года Крутов и Кондратенко были удостоены званий «Герой Российской Федерации».
- Данная награда — не только моя заслуга, но и заслуга большого коллектива в авиационной промышленности. Я благодарен своей семье, родителям и близким за их поддержку. Обязуюсь с честью и достоинством носить это высокое звание, заявил на награждении Евгений Крутов.
В 2016 году в ходе начального этапа испытаний двигателя ПД-14 лётчикам ЛИИ предстояло отлетать около 12 часов на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. Часто за штурвал садился Александр Крутов.
«У нас специфика работы такая — каждый полёт особенный», — говорил Крутов.
В кабине пилота установлен дополнительный экран с параметрами двигателя — точно такой же стоит в отсеке инженеров. В случае возникновения непредвиденной ситуации приоритетное решение по двигателю принимает лётчик. За все время испытаний ничего менять не потребовалось. Самолёт взлетает на трёх работающих двигателях. Важно придерживаться режима, при котором машина идёт строго по прямой.
«Мы взлетаем на трёх двигателях по специальной методике для того, чтобы из-за несимметричной тяги самолёт не слетел с полосы, — рассказывает Александр Крутов. — На данной стадии испытаний на взлёте опытный двигатель работает только на малом газе. Сначала мы прогреваем три штатных двигателя. Потом второй двигатель, симметричный опытному, убираем на малый газ, и потихоньку начинаем разбег. Выводим на взлётный режим первый и четвёртый штатные двигатели. Затем в процессе разбега плавно выводим третий штатный двигатель на взлётный режим. Отрываемся на трёх, набираем высоту. Так удается на взлёте избежать опасных разворачивающих моментов».
Александр Крутов ушёл 6 октября 2023 года. Похоронен в Жуковском на Быковском кладбище.
Валерий Агеев
для сайта «Авиация России»