Министерство обороны РФ проводит тендер на ремонт с модернизацией самолётов типа Су-25 в вариант Су-25СМ3. Максимальная цена контракта составляет 1,6 миллиарда рублей, это следует из материалов на портале госзакупок.
К 10 ноября 2019 года оборонное ведомство России рассчитывает получить четыре модернизированных штурмовика.
В 2017 году Минобороны уже заключило с АО "121 авиационный ремонтный завод" аналогичный контракт. До конца текущего года работы по модернизации четырёх штурмовиков завершатся.
Су-25СМ3 - это глубокая модификация штурмовика Су-25СМ. Новая версия самолёта оснащается системой навигации ГЛОНАСС с возможностью программирования конечной точки на карте с точностью до 10 м. В кабине пилота установлен цифровой дисплей для отображения наземной и воздушной обстановки.
Центральное место в наборе усовершенствований занимает система радиоэлектронной борьбы "Витебск-25", разработанная Самарским научно-исследовательским институтом "Экран".
"Витебск-25" включает в себя систему радиолокационного оповещения, ультрафиолетовые пеленгаторы пуска ракет, а также мощный установщик помех. Комплекс радиоэлектронного противодействия состоит из станции предупреждения об облучении и установки для ослепления ракет с инфракрасным наведением. Эта система призвана защитить Су-25СМ3 как от переносных зенитно-ракетных комплексов Stinger, так и от зенитно-ракетных комплексов Patriot.
С 2015 года ВКС России уже получили около полутора десятков штурмовиков Су-25СМ3. По данным из открытых источников, первые строевые машины находятся на вооружении 960-го и 368-го штурмовых авиаполков. А боевое крещение Су-25СМ3 прошли в Сирии летом 2017 года.
Главный редактор журнала "Арсенал Отечества" Виктор Мураховский рассказал, что на модернизированных штурмовиках сохранено интегрированное в планер бронирование, неоднократно спасавшее лётчиков даже в безвыходных ситуациях. Но внутри это совершенно другие машины.
"Главное нововведение — то, что Су-25СМ3 получили современный прицельно-навигационный комплекс СОЛТ-25 [система оптическая лазерная тепловизионная - прим. Авиация России], благодаря которому научились обнаруживать и отслеживать наземные, надводные и воздушные цели в любых климатических условиях и в любое время суток. Более ранние варианты штурмовиков по ночам практически не воевали", - говорит эксперт.
Как показывает опыт вооруженных конфликтов последних 20-30 лет, в большинстве случаев "грачи" поражали наземные цели свободнопадающими авиабомбами и неуправляемыми авиационными ракетами, мало изменившимися со времён Великой Отечественной войны. Су-25СМ3 атакует противника широкой номенклатурой современного высокоточного оружия. Известно, что обновленный штурмовик умеет использовать противорадиолокационные ракеты для вывода из строя ПВО противника, корректируемые авиабомбы и многое другое.
В то же время на обновлённой версии самолёта неуправляемое вооружение стало гораздо точнее своих предшественников благодаря прицельной подсистеме СВП-24-25, разработанной на базе штатного комплекса фронтовых бомбардировщиков Су-24, известного как СВП-24 "Гефест". Новый прицельный комплекс учитывает множество факторов — скорость штурмовика, географические координаты, высоту полёта, расстояние до цели, погодные условия, видимость — и самостоятельно вычисляет, где и когда лётчику нажать на кнопку. В результате точность бомбовых ударов возрастает минимум в три раза. Подобный подход очень экономичен, поскольку позволяет использовать старые боеприпасы с эффективностью, сравнимой с более дорогими современными корректируемыми авиабомбами.
Модернизированный штурмовик получил на вооружение также и бомбы типа РБК-500 СПБЭ-Д, которые применялись в Сирии фронтовыми бомбардировщиками Су-24.
РБК-500 СПБЭ-Д - это стандартные 500-килограммовые кассетные бомбы с шестью дополнительными суббоеприпасами. Каждый дополнительный боевой элемент представляет собой противотанковую кассетную бомбу с инфракрасным наведением и образующимся в результате взрыва ударным ядром, способным пробить катаную гомогенную броню толщиной 150-160 миллиметров - этого достаточно, чтобы поразить танк с верхней полусферы.
Кроме системы ГЛОНАСС для навигации и применения высокоточного оружия самолёт оснащён инерциальной навигационной системой, которая помогает лётчику выполнить боевую задачу даже при отсутствии сигнала со спутника. Кроме того, Су-25СМ3 получил современные цифровые средства связи, работающие по защищённым каналам. Модернизации подверглись и другие системы штурмовика, в частности, топливная и аппаратура управления двигателями.
"Важно отметить, что самолёт не просто оснащён новым оборудованием — меняется сама тактика его боевого применения, — подчеркнул Виктор Мураховский. — Су-25СМ3 встроен в автоматизированную систему управления ВКС и в разведывательно-ударные контуры межвидовых группировок войск. Эта интеграция штурмовика в единую сеть значительно ускоряет обмен информацией между "небом" и "землёй" и в несколько раз сокращает время от момента обнаружения целей до их уничтожения".
Усложнившись технологически, Су-25СМ3 сохранил свою защищённость и надёжность. Кабина пилота покрыта титановыми бронеплитами толщиной от десяти до 24 миллиметров. Летчику не опасен обстрел из любого ствольного оружия калибра до 12,7 мм, а по наиболее опасным направлениям — из зенитных орудий до 30 миллиметров. Все критически важные системы штурмовика продублированы и тоже обшиты титаном. При повреждении основной немедленно включается запасная.
Боевое крещение Су-25 состоялось в Афганистане. Малая скорость полёта позволяла ему наносить точные удары в сложнейших условиях горной местности. За десять лет войны было сбито 23 штурмовика. При этом не зафиксировано ни одного случая потери самолёта из-за взрыва топливных баков или гибели пилота. В среднем на каждый сбитый Су-25 приходилось по 80-90 боевых повреждений. Бывало, штурмовики возвращались на базу после выполнения боевого задания с более чем сотней пробоин в фюзеляже.