Проблема транспортной доступности для населения удаленных регионов, таких как Сибирь и Дальний Восток, на протяжении многих лет входит в число первостепенных для России. Один из путей ее решения — создание авиации нового поколения, применение которой возможно в ограниченных и трудных условиях. Так, ученые Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского разрабатывают концепции самолетов, способных осуществлять короткие взлет и посадку.
В числе перспективных проектов летательный аппарат с распределенной электрической силовой установкой, осуществляющей обдув авиакрыла для увеличения его подъемной силы. Обдувка производится винтами, расположенными вдоль передней кромки крыла, которые вращаются компактными электродвигателями. Применение технологии на практике позволит сократить взлетную и посадочную дистанции самолета, что значительно расширит количество доступных населенных пунктов для местных авиалиний.
Для подтверждения и исследования параметров данного эффекта в ЦАГИ была разработана и изготовлена уникальная модель отсека крыла — «Вихрь», близкая по своим размерам к проектируемому демонстратору технологий.
В 2018-2019 гг. был проведен цикл испытаний «Вихря» в аэродинамической трубе. Специалисты ЦАГИ исследовали влияние таких расчетных параметров распределённой силовой установки, как диаметр воздушных винтов, интенсивность обдувки и мощность электродвигателей на эффект, получаемый от обдувки крыла струями винтов.
В результате экспериментов были получены оптимальные зависимости между геометрическими и мощностными параметрами распределенной силовой установки для достижения максимального эффекта обдува.
Следующий этап — создание демонстратора технологий для проведения комплексных испытаний и отработки конструктивных решений реализации концепции.