На Парижском авиасалоне 2025 года в Ле-Бурже китайская государственная компания по производству авиакосмической техники (COMAC) представила расширение своей линейки пассажирских самолётов и продемонстрировала нацеленность на конкуренцию в сегменте дальнемагистральных широкофюзеляжных самолётов (ШФДМС). Одним из экспонатов COMAC стал проект C939 – двухдвигательный лайнер с вместимостью около 400 пассажиров и дальностью порядка 13 тысяч километров.
Проект видится сверх амбициозным и демонстрирует желание Китая усилить свои позиции на мировом аэрокосмическом рынке и снизить зависимость от дуополии A&B. Если и когда этот лайнер выйдет в коммерческую эксплуатацию, то в первую очередь он составит конкуренцию Boeing 777X и Airbus A350 на внутреннем рынке.
Программа C939 базируется на С929 и стартовала с предварительной проработки, выполненной в 2024 году. Первые предположения о появлении C939 появились в середине 2010-х годов, когда COMAC только приступила к работе над С929. К 2024 году существование проекты было признано официально, и газета South China Morning Post сообщила, что есть реальный прогресс в разработке C939. На Парижском авиасалоне производитель подтвердил, что, хотя точных сроков запуска этого самолёта пока нет, он работа над ним активно ведётся.
Технические характеристики полностью пока не раскрываются, однако известно, что самолёт будет иметь современную аэродинамику с широким применением композитных материалов и будет оснащаться двигателями нового поколения. COMAC предполагает, что такие решения обеспечат высокую экономичность и эксплуатационную эффективность.
По данным South China Morning Post (май 2024 года), для C939 проектируется двигатель «Янцзы-3000». Издание, ссылаясь на источник, сообщает, что тяга этой силовой установки составит 50 тс. Для сравнения: Airbus A380 оснащен двигателями с тягой 37 тс, а GE9X для Boeing 777X – 61 тс. Если эти характеристики подтвердятся, это станет серьёзной заявкой китайской авиационной промышленности на свою нишу в глобальном авиационном двигателестроении.
Западные СМИ отмечают, что перспективный C939 потребует серьёзной работы, особенно с учётом того, что он выйдет на рынок на рынок, когда особое внимание уделяется технологиям нового поколения, позволяющим сделать полёты более экологичными. Ожидается, что самолёт может появиться после 2035 года, а сейчас COMAC сконцентрируется над созданием С929 и различными модификациями С909 и С919.
Узкофюзеляжный C919 уже эксплуатируется и рассчитан на перевозку от 158 до 192 пассажиров с дальностью полёта от 4 000 до 5 500 км. В ближайшие годы планируется выпуск двух модификаций: укороченной для эксплуатации в сложных климатических условиях (ввод в 2028 году) и удлинённой с вместимостью до 240 пассажиров (планируется к 2030 году).
ШФДМС C929 проектируется на 280 пассажиров с дальностью полёта около 12 000 км и разрабатывается как конкурент Boeing 787 и Airbus A330, с ориентировочным вводом в эксплуатацию к 2035 году. Стартовым заказчиком лайнера заявлена Air China.
Несмотря на амбициозные планы COMAC по созданию конкурента Boeing 777X и Airbus A350-1000, эксперты сохраняют скептицизм в отношении перспектив компании. Основной проблемой считается отсутствие международной сертификации, ограничивающее географию полётов самолётов COMAC преимущественно территорией Китая, а также доступ к импортным комплектующим.
«Поставки C939 начнутся не раньше, чем через десять лет, и будут осуществляться только в том случае, если у COMAC будут достаточные ресурсы с преимущественно импортными компонентами», – заявил управляющий директор американской аэрокосмической консалтинговой компании AeroDynamic Advisory Ричард Абулафия.
«Авиакомпании за пределами Китая неохотно переходят на новую технику, предпочитая проверенные временем Boeing и Airbus. Существуют опасения насчёт доступности запчастей, возможности поддержания парка машин в рабочем состоянии, а также вопросы к безопасности и качеству сборки», – отмечает обозреватель Dj’s Aviation Дэниел Фоукс.
Хотя Airbus и признаёт COMAC потенциальным конкурентом и видит угрозу со стороны С919 своим поставкам в Китай, в данный момент западные авиакомпании не находят продукцию китайского авиапрома достаточно инновационной, чтобы отказываться от проверенных решений Boeing и Airbus. На Западе считают, что самолёты COMAC пока не предлагают революционных преимуществ.
В ходе авиасалона были достигнуты соглашения COMAC с SAFRAN и Crane Aerospace & Electronics по программе C929. Это отражает стремление компании интегрировать передовые технологии в свою продукцию и развивать международное сотрудничество, несмотря на сложную геополитическую обстановку.