Виктор Пугачёв – о первой посадке Су-27К на палубу авианесущего крейсера

Архивное фото. Первая посадка на палубу корабля / © ОКБ Павла Сухого

1 ноября 1989 года впервые на палубу авианесущего крейсера «Тбилиси», будущего «Адмирала Кузнецова», произведена посадка истребителя морского базирования Су-27К. Выполнил её лётчик-испытатель ОКБ Сухого, Герой Советского Союза Виктор Пугачёв.

На самом деле, первая посадка на палубу ТАВРК «Тбилиси» была осуществлена на неделю раньше. Об этом в интервью начальнику Отдела популяризации науки и сетевого распространения информации РАН РФ Леониду Ситнику рассказал в 2016 году сам Виктор Пугачёв.

Технические испытания начались ещё 25 октября, когда корабль стоял на внешнем рейде Севастополя. Виктор Пугачёв совершал его облёты по кругу для испытания радиотехнических средств. «Я спрашиваю у руководителя визуальной посадки: "У тебя там палуба свободна?" А на палубе ещё доводочные работы продолжались, краны стояли, люди трудились. Он отвечает: "Палуба свободна". И по интонации я понял, что он понял. Я сделал заход и чиркнул колёсами по палубе, первый след оставил, не опуская гак, конечно», – рассказывал лётчик-испытатель. Касание палубы колёсами шасси он повторил ещё пять раз.

Вернувшись на аэродром В. Пугачёв предложил военпреду ОКБ Сухого и фотохроникёру Павлу Маслову слетать к кораблю на вертолёте и лично убедиться в касании шасси истребителя палубы. «Он слетал и снимок для истории сделал. По сути, это и была первая посадка», – отметил Пугачёв.

Интервью с Заслуженным лётчиком-испытателем Виктором Пугачёвым

Тем не менее, официальной датой первой посадки Су-27К считается 1 ноября 1989 года. В тот день авианесущий крейсер вышел в Чёрное море на ходовые испытания, при этом работы на корабле по завершению монтажа оборудования всё ещё продолжались. Лётчики занимались облётом крейсера и отрабатывали радиотехнические средства, связь, навигацию, готовились к посадке, выполняя проходы над палубой до высоты два-три метра. Но чтобы получить разрешение на посадку, необходимо было провести методический совет министерства.

Вице-адмирал Александр Устьянцев и генеральный конструктор Михаил Симонов решили взять инициативу в свои руки. Директор Черноморского судостроительного завода Юрий Макаров жаловался, что несданная палуба мешает выплатить зарплату рабочим. Симонов предложил написать решение, разрешающее произвести посадку, которое должен был утвердить А. Устьянцев.

«Я нарезаю круги, отрабатываю взаимодействие с радиотехническими средствами, а Симонов подошёл и шепчет руководителю полёта на ухо: "Скажи Пугачёву, работаем по полной". Я уже решил, что ещё пару кругов сделаю и пора домой лететь, и в это время слышу по радио: "805-й, работаем по полной". Думаю, надо дать сигнал, что я понял. А как его дашь? Там же вокруг уши: ЦАГИ, ЛИИ – все на КПП, вокруг руководителя полётов. Отвечаю: «По-о-онял...», – говорит Виктор Пугачёв.

В это время лётчик выполнял третий круг над авианесущим крейсером «Тбилиси», он выпустил шасси и гак. На четвёртом круге осуществлён заход на посадку и через минуту первая посадка на палубу корабля была произведена.

4 оценки, среднее: 5,00 из 54 оценки, среднее: 5,00 из 54 оценки, среднее: 5,00 из 54 оценки, среднее: 5,00 из 54 оценки, среднее: 5,00 из 5 (4 оценок, среднее: 5,00 из 5, оценка)
Загрузка...