В сфере военной авиации самолёты вертикального взлёта и посадки (СВВП) всегда привлекали к себе особое внимание сложностью конструкции, инновационностью и способностью базироваться на ограниченных пространствах, например, на кораблях или аэродромах с короткими взлётно-посадочными полосами.
История российских СВВП началась с Як-38, разработанного в ОКБ Александра Яковлева в 1970-х годах. Як-38 предназначался для использования на авианесущих крейсерах проекта 1143: «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Баку». Несмотря на новаторскую концепцию, Як-38 имел ряд недостатков: невысокая скорость полёта, ограниченный радиус действия, отсутствие бортовой РЛС, высокая аварийность.
Следующей разработкой ОКБ стал Як-141, поднявшийся в воздух 9 марта 1987 года. Это был более совершенный СВВП, он отличался большей скоростью и радиусом действия. Однако, машина так и не была принята на вооружение из-за ряда проблем, включая двигатели и сложную эксплуатацию.
США разработали многоцелевой истребитель пятого поколения F-35, имеющий вариант с вертикальным взлётом и посадкой F-35B/C. Самолёт предназначен для базирования на авианосцах. Знаменит постоянными техническими проблемами, небольшим боевым радиусом действия, невозможностью выполнять продолжительный сверхзвуковой полёт, запредельной стоимостью разработки и высокой ценой для заказчика.
В 2018 году на форуме «Армия» вице-премьер Юрий Борисов (сейчас глава «Роскосмоса») заявил, что с 2017 года в рамках госпрограммы вооружений ведутся работы по созданию нового самолёта вертикального взлёта и посадки. Сроки разработки были определены технологическим циклом создания подобной техники и составляют от 7 до 10 лет. Машина рассматривается как будущее палубной авиации ВМФ России. Коллектив какого ОКБ занимается разработкой, Борисов не сообщил.
27 июля 2024 года генеральный директор ПАО «Яковлев» Андрей Богинский
Реальный опыт разработки и обеспечения эксплуатации СВВП в России есть только у «Яковлева». Богинский напомнил о самолётах Як-38 и Як-141, а также, что ОКБ Александра Яковлева начало прорабатывать тематику самолётов вертикального взлёта и посадки ещё в конце 1950-х годов.
По словам руководителя «Яковлева», конструкторы ОКБ исследовали перспективы создания более совершенных машин, соответствующих уровню пятого поколения боевой авиации. «Тема самолёта вертикального взлёта и посадки была заморожена в трудные 1990-е годы, однако научно-технический задел у нас сохранён. Его соединение с новыми авиационными технологиями позволяет достаточно быстро вернуться к созданию СВВП, если министерство обороны России поручит нам эту работу», – сказал Андрей Богинский.
В российском экспертном сообществе считают, что самолёты с вертикальным взлётом и посадкой могут быть необходимы не только для Военно-морского флота, но и для ВКС в условиях, когда аэродромы базирования подвергаются угрозе массированных ракетно-бомбовых атак со стороны НАТО. Но, чтобы создать такой самолёт, необходимо решить ряд серьёзных задач, в том числе осуществить миниатюризацию авионики, создать новое поколения БРЭО, спроектировать планер и крыло с особыми характеристиками и, что особенно важно, разработать мощный и надёжный двигатель.
При этом для начала работ по созданию СВВП разработчикам не обязательно дожидаться появления в ВМФ России новых авианосных кораблей, такие самолёты могут базироваться не только на авианесущих крейсерах, но и на других оборудованных кораблях, а также использоваться в сухопутном варианте при размещении их на небольших площадках без ВПП.
Однако в контексте стремительного развития беспилотной авиации, вопрос о целесообразности создания СВВП для ВКС России требует тщательного анализа. Несмотря на потенциал такого самолёта, ряд факторов ставит под сомнение его актуальность. Во-первых, СВВП, как правило, отличается более сложной конструкцией, требует мощных двигателей с поворотным соплом и, соответственно, их разработка обходится государству значительно дороже традиционных самолётов.
Во-вторых, опыт специальной военной операции на Украине демонстрирует беспрецедентное применение ударных дронов различного типа, размера и массы, превосходящих по эффективности даже современные фронтовые бомбардировщики. Ударные возможности недорогих «Гераний» и «Ланцетов» выходят далеко за рамки самолётов Су-34. А с учётом высокой стоимости и уязвимости пилотируемых самолётов перед современными системами ПВО, целесообразность именно сейчас разработки нового ударного самолёта, пусть даже с вертикальным взлётом, вызывает сомнения.
В настоящее время ВКС России активно используют на Украине три основных типа истребителей: Су-35С, Су-30СМ и Су-57. Опыт СВО показывает, что даже при полном превосходстве российской авиации в воздухе, задействовать ударный потенциал фронтовой авиации в полной мере затруднительно из-за высокой вероятности потери высококлассных лётчиков и дорогостоящих самолётов от средств ПВО противника.
В свете этих реалий, более рациональным решением представляется развитие беспилотной авиации с использованием искусственного интеллекта. Ударные БПЛА, помимо своей невысокой стоимости, обладают рядом неоспоримых преимуществ. Они способны действовать в опасных зонах, не подвергая риску жизни пилотов. Их эффективность в нанесении точных ударов в глубоком тылу противника уже доказана на практике.
Конечно, разработки в области СВВП не стоит полностью сбрасывать со счетов. Однако, окончательное решение о необходимости создания такого самолёта для ВКС России должно быть принято на основе комплексного анализа факторов, включая потенциальные угрозы, экономические возможности, затраты на разработку новых технологических решений в конструкции и системе управления СВВП, а также приоритетные направления развития военного потенциала страны. В условиях растущей роли беспилотной авиации, возможно, следует пересмотреть стратегию развития истребительной авиации в пользу приоритетного развития ударных БПЛА.
Андрей Величко
для сайта «Авиация России»