Пять сверхзвуковых высотных истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ пройдут капитальный ремонт и модернизацию в 2021 году. До конца года машины поступят на вооружение истребительного авиационного полка объединения ВВС и ПВО Центрального военного округа дислоцированного в Красноярском крае. Об этом сообщили в пресс-службе ЦВО.
"При модернизации МиГ-31 в версию МиГ-31БМ/БСМ на перехватчиках обновляется авионика и радиоэлектронные системы, что улучшает тактические характеристики истребителей и повышает их боевые возможности", - сказал представитель Минобороны РФ.
Модернизированные варианты самолёта могут оснащаться противорадиолокационными ракетами Х-31П, Х-25МП или X-25МПУ, противокорабельными УР X-31А, ракетами класса воздух-поверхность Х-29Т и Х-59 или X-59М, до шести корректируемых авиабомб КАБ-1500 или до восьми КАБ-500 с телевизионным или лазерным наведением. C 2018 года истребитель оборудован гиперзвуковыми аэродинамическими ракетами типа «Кинжал» (МиГ-31К). Максимальная масса боевой нагрузки составляет 9000 кг.
Как сообщает
Модернизация истребителей-перехватчиков МиГ-31 осуществляется для Министерства обороны России с 2007 года Нижегородским авиастроительным заводом «Сокол» и ржевским 514-м авиационным ремонтным заводом.
В 2020 году модернизированные МиГ-31БМ были переданы ВКС тремя партиями: в августе (5 самолётов), ноябре (3 самолёта) и декабре (1 самолёт).
Количество по годам истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ, переданных в ВКС после модернизации на НАЗ "Сокол":
- 2012 год - 10,
- 2013 год - 5,
- 2014 год - 16,
- 2015 год - 11,
- 2016 год - 22,
- 2017 год - 23,
- 2018 год - 24,
- 2019 год -
- 2020 год - 9 машин.
Ржевский 514-й АРЗ, по данным ЦАСТ, с 2013 года сдал минимум пять модернизированных МиГ-31. Всего на начало 2021 года в Вооружённых силах России количество истребителей перехватчиков МиГ-31БМ может составлять более 150 единиц. В это число не входят истребители МиГ-31ДЗ, переоборудованные в самолёты-носители МиГ-31К - не менее 12 самолётов.
Издание FlightGlobal.com в обзоре World Air Forces 2021 оценивает количество действующих МиГ-31, без указания на истребители-перехватчики в облике МиГ-31БМ, в 131 единицу.
Разработка истребителя-перехватчика МиГ-31 начались в ОКБ им. А.И. Микояна в 1968 году. МиГ-31 строился по схеме самолёта МиГ-25, но с экипажем из двух человек - лётчика и штурмана-оператора, размещавшихся один за другим. Прототип МиГ-31 совершил первый полёт 16 сентября 1975 года.
В 1997 году началась проработка модернизации машины в облик МиГ-31БМ. За основу была взята модификация МиГ-31Б, принятая на вооружение в 1990 году. Важнейшим элементом модификации стало обновление бортовой радиолокационной станции «Заслон-М». В 1980-е годы создание первой версии этого радара для МиГ-31 явилось прорывным моментом в военной авиации. Это была первая БРЛС с активной фазированной антенной решёткой, установленная на реактивном истребителе. Обновленный для МиГ-31БМ «Заслон-М» сделал возможным обнаружение воздушных целей на расстоянии до 320 км и поражение на расстоянии до 280 км. С помощью новой БРЛС пилот может отслеживать одновременно до десяти целей и поражать ракетами шесть из них.
В кабинах лётчиков появились информативные ЖК-мониторы, на которых выводится тактическая, навигационная, радиолокационная и другая информация. Новое БРЭО и наличие "стеклянной" кабины расширило возможности МиГ-31. Теперь он превратился в боевую единицу, эффективно взаимодействующую с зенитными ракетными комплексами ПВО. МиГ-31БМ получил возможность наводить на воздушные цели управляемые ракеты, запущенные с других истребителей, сближающихся с противником на дистанцию ракетного залпа в режиме радиолокационного молчания.
РСК "МиГ" продолжает работу по продлению ресурса МиГ-31БМ на несколько тысяч лётных часов. Это позволит перехватчикам оставаться в строю ещё около десяти лет. Ресурс титанового корпуса самолётов, построенных примерно 30 лет назад, практически неисчерпаем. А с учётом обновленного оборудования и вооружения МиГ-31БМ сможет использоваться Вооружёнными Силами РФ, пока для него не появится более современная замена. Разработка следующего поколения истребителей-перехватчиков идёт. Проект Перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата (ПАК ДП) под условным обозначением МиГ-41 находится на стадии опытно-конструкторских работ.