Использование ударных барражирующих боеприпасов (УББ) «Ланцет» и «Куб» является одной из стратегий сдерживания украинских бронетанковых подразделений в приграничье Курской области. Операторы комплексов «Ланцет» работают по всему фронту, дроны-камикадзе «КУБ» хоть и не так часто звучат в сводках и новостях, но также востребованы и регулярно показывают свою эффективность, активно применяются против бронетехники вооружённых формирований Украины.
Производство «Ланцетов» начиналось как сугубо инициативная разработка ижевской компании ZALA Aero, которая с 2015 года
По словам генерального конструктора головного предприятия группы компаний ZALA AERO – ООО «Аэроскан» Александра Захарова, «Ланцет» – это народное, но вполне точное название барражирующего боеприпаса. Однако сейчас оно официально не используется, а чтобы различать боеприпасы, они носят названия «Изделие 51», «Изделие 52» и «Изделие 53».
«Изделие 52» и «Изделие 51»
Базовая модель
Не изменяясь внешне и конструктивно, боеприпасы «Ланцет» в очень короткий срок прошли значительную эволюцию. За последние 2-2,5 года у боеприпасов улучшено целеуказание, внедрена система автоматизированного наведения, добавлены тепловизоры, также была увеличена дальность полёта, а за счёт применения ударного ядра выросла мощь боевой части. Для повышения живучести боеприпаса, дрон-камикадзе получил возможность выполнять противоракетное маневрирование, когда на заключительной стадии полёта «Ланцет» приближается к цели по волнообразной траектории, не позволяющей противнику выполнить прицеливание и поражение дрона.
«Ланцеты» часто применяются в контрбатарейной борьбе. Для этих задач барражирующие боеприпасы действуют в связке с разведывательными беспилотниками. После обнаружения цели и определения её координат «Ланцет» запускается в нужную точку, его оператор выбирает ракурс для атаки и поражает цель. Беспилотник-разведчик при этом выполняет функции средства объективного контроля и фиксирует результат огневого поражения.
Осенью 2023 года барражирующими боеприпасами «Ланцет» было нанесено несколько ударов по аэродрому Долгинцево в Кривом Роге. На стоянках были уничтожены истребитель МиГ-29 и штурмовик Су-25 украинских ВВС. Аэродром находился тогда на удалении от линии фронта 70-80 километров. По официальным данным компании ZALA, «Ланцеты» «Изделие 51» и «Изделие 52» не обладают необходимой дальностью полёта, чтобы достать до Кривого Рога, в этой связи военными аналитиками было высказано предположение, что удары наносились новым типом дрона-камикадзе, который называется «Изделие 53».
«Изделие 53»
Новый «Ланцет» должен вписаться в концепцию сетецентрической войны, когда «рой дронов» объединяется нейросетью в единую ударную «стаю», где один беспилотник находит групповую цель и тут же передаёт информацию о ней остальным дронам, а каждый в «стае» выбирает подходящую мишень под свой индивидуальный боеприпас. Эта технология уже отработана на «Ланцетах» «Изделие 51» и «Изделие 52».
Летом 2023 года Александр Захаров (тогда – главный конструктор ZALA AERO) рассказал в документальном фильме ВГТРК «Россия 24» о проведении боевых экспериментов с полностью автоматическим применением «Изделия 53» без участия человека. «Человек просто даёт команду, определяет район и говорит: только броня. И ни пикапы, ни люди, никто не страдает, дрон ищет только броню или ствольную артиллерию. Но у него есть "табличка из бухгалтерии", где он знает, что ПВО и радары стоят дороже, и если он будет видеть танк и РЛС, то выберет РЛС. И это уже всё опробовано», – рассказал Александр Захаров.
«Изделие 53» запускается не с катапульты, как предыдущие версии, а из одиночного или четырёхзарядного транспортно-пускового контейнера (ТПК). Внешне он также отличается: у дрона вместо парных Х-образных консолей теперь только четыре больших крыла спереди. В ТПК изделие транспортируется в сложенном состоянии, сразу после запуска, консоли раскрываются.
«Использование ТПК позволяет эффективно применять его как с суши, так и, например, с движущихся морских судов. Быстрое развёртывание "Изделия 53" обеспечивает оперативную смену точки запуска, минимизирует возможность её обнаружения противником и позволяет оператору запускать боеприпас на удалении от точки управления, в том числе с замаскированной позиции», – пояснили в компании ZALA.
Технические параметры «Изделия 53» не разглашаются, но западные эксперты отмечают, что удары по аэродромам в глубоком тылу украинских вооружённых формирований наносились именно новыми «Ланцетами».
«К настоящему времени должно быть очевидно, что "Изделие 53" представляет серьёзную угрозу для украинских ВВС на аэродромах в радиусе 45 миль [~72 км – прим. "Авиация России"] от линии фронта. Также должно быть очевидно, что какие бы средства противовоздушной обороны ВВС ни установили на своих самых передовых базах, они неадекватны», – отмечал обозреватель Forbes Дэвид Экс. Он обратил внимание, что не только «Ланцеты» свободно преодолевают украинскую ПВО, но и БПЛА наблюдения и разведки, которые фиксируют их удары и действуют безнаказанно.
Для ВФУ доработки «Ланцетов» представляют собой серьёзную угрозу. Ресурс Lostarmour.info ведёт
«Ланцеты» против «Леопарда» – результат ставит под сомнение западную военную мощь
Конструкция, электронные компоненты, программное обеспечение и разнообразие видов боевой части позволяют адаптировать «Ланцеты» под конкретные цели и обстановку как вблизи линии фронта, так и далеко за её пределами, что делает практически невозможной адекватную защиту от этих дронов. Возможность обезопасить себя от «Ланцетов» у ВФУ отсутствует. Стратегии, которые ими используются в качестве противодействия, заключаются в маневрировании, а также использование маскировки и погодных условий для минимизации вероятности обнаружения дроном-разведчиком или системой автоматического поиска и захвата «Изделия 53».
Украинские средства РЭБ не создают помех для работы «Ланцетов», малая ЭПР обеспечивает возможность оставаться незамеченным для РЛС ПВО противника, полёт до цели или барражирование во время поиска происходят на высотах, недоступных для визуального наблюдения с земли, а малошумные электромоторы делают невозможным акустическое обнаружение приближающегося боеприпаса. Как правило, личный состав противника только за считанные секунды до поражения понимает, что бежать поздно.
В качестве борьбы с «Ланцетами» ВФУ рассматривали так называемые «контрланцетные» операции, цель которых состояла в выслеживании и уничтожении пусковых установок и операторов дронов, однако эффективность данной тактики крайне низка, т.к. боеприпас может быть запущен на большом удалении от линии фронта и вне зоны полётов разведывательных дронов ВФУ, а с появлением мобильных систем пуска «контрланцетная» борьба вообще сводится к нулю.
Таким образом, эволюция боеприпасов «Ланцет» добавляет вариативности их применения, повышает эффективность поражения целей и создаёт противнику новые сложности в противодействии этим дронам. Ужесточение угроз ведёт к повышенным затратам на защиту и росту потерь техники и личного состава. Изменить тактику ведения боевых действий и противодействия «Ланцетам» ВФУ не могут. Украинские источники
Вооружённые силы РФ готовы представить ВФУ новый «аленький цветочек»
По информации Минобороны России, в ходе проведения СВО для уничтожения вражеской боевой техники и складов с боеприпасами на правобережье Днепра в Херсонской области подразделения беспилотной авиации группировки войск «Днепр», помимо «Ланцетов», активно применяют ударные барражирующие боеприпасы «КУБ» производства концерна «Калашников». «С каждым годом мы наращиваем производство этих изделий», – отметил президент концерна Алан Лушников. В зоне СВО «КУБ» предназначен для поражения одиночных и групповых объектов бронетехники в тактической глубине противника.
Улучшение линейки УББ «КУБ» привело к созданию барражирующего боеприпаса «Италмас» –
На форуме «Армия-2023» компания ZALA сообщила, что зимой 2022-2023 года УББ прошёл все необходимые испытания и готов к массовому производству. 26 августа 2024 года концерн «Калашников» в своём ТГ-канале отметил, что в настоящее время Минобороны России поставляются модернизированные версии «КУБа» увеличенного могущества. Это могут быть новые УББ «Италмас».
Андрей Величко
для сайта «Авиация России»