Пилотажная группа НИИ ВВС СССР «Красная пятёрка»

Фото: лицензия Creative Commons

Авиационные группы высшего пилотажа России демонстрируют своё мастерство на протяжении уже очень многих десятков лет. Мастерством пилотирования реактивных истребителей восхищаются во многих городах России и за рубежом. «Русские Витязи», «Стрижи», «Соколы России», «Первый полёт», «Русь» и другие – постоянные участники различных авиационных праздников и шоу и, конечно, авиасалона МАКС. Традиции современных пилотажных групп в нашей стране закладывались в 30-х годах прошлого века, когда в СССР появился истребитель И-16.

В 1931 году, работавший в «шарашке» ЦКБ-39 Николай Поликарпов попадает сначала в КБ Туполева, а затем, при содействии нового руководителя ЦАГИ, Сергея Ильюшина, в бригаду Павла Сухого. В бригаде Сухого Поликарпов ведёт проект создания новых скоростных истребителей для Красной Армии. Под его руководством были разработаны два знаменитых истребителя И-15 и И-16. Самолёт ЦКБ-12 (И-16) стал одним из наиболее совершенных и массовых советских истребителей своего времени.

К концу 1934 года И-16 закончил государственные испытания и был запущен в серийное производство сразу на двух заводах, один из которых - Московский авиационный завод № 39 имени В. Р. Менжинского. В том же году состоялась демонстрация И-16 для первых лиц страны. Иосиф Сталин высоко оценил пилотаж, показанный лётчиком Валерием Чкаловым, и было принято решение о создании пилотажной группы, которая смогла бы продемонстрировать выдающиеся качества новых советских истребителей. В ноябре 1934 года специально для пилотажной группы началось изготовление пяти специальных демонстрационных самолётов для выступления на параде 1 мая 1935 года и показа этих машин широкой публике. Создание этой партии самолётов было выделено в отдельное задание, они отличались от серийных истребителей максимальным облегчением, отсутствием вооружения и части приборов, установкой американских двигателей Wright Cyclone.

В марте 1935 года пять истребителей И-16, окрашенные в красный цвет, были переданы на испытания. В момент получения с завода новеньких И-16, пятерка состояла из лётчиков Владимира Коккинаки, Владимира Шевченко, Степана Супруна, Виктора Евсеева и Эдгара Премана. Ведущим этого состава являлся Коккинаки. Фактически, «Красная Пятерка» представляла собой группу из пяти самолётов, в которую входили наиболее опытные пилоты НИИ ВВС СССР. Состав группы время от времени менялся в зависимости от занятости лётчиков-испытателей на тех или иных проектах, на красных И-16 летали также Валерий Чкалов, Пётр Стефановский и Михаил Якушин. Выступления проходили только на самолётах И-16. Они были окрашены в красный цвет, и только капот двигателя был чёрным.

Официальной даты создания пилотажной группы «Красная Пятерка» нет, как нет и официальных документов или распоряжений о создании её как официального образования. И, тем не менее, датой рождения можно считать 1 мая 1935 года, когда состоялось первое публичное выступление «Пятёрки» на параде в честь 1 мая. По одним данным, в тот день «Красную Пятёрку» вёл Валерий Чкалов, по другим – Владимир Коккинаки.

Первый показ прошёл очень эффектно. Пять самолётов на малой высоте ниже крыш зданий ворвались на Красную площадь и на полных оборотах ревущих моторов выполнили восходящую бочку всем строем с вращением вокруг оси ведущего. Пилотаж лётчиков произвёл на руководство страны такое сильное впечатление, что в этот же день им были присвоены и вручены очередные воинские звания и денежные премии. С этого момента «Красная Пятерка» стала неотъемлемой частью всех праздников и парадов, в которых принимала участия авиация.

Последний раз группа демонстрировала высший пилотаж на И-16 во время военного парада на Красной площади в Москве 7 ноября 1940 года. После окончания Великой Отечественной войны воздушные парады, приуроченные ко дню ВВС, возобновились в Тушино. В мае 1947 года впервые был продемонстрирован групповой проход и одиночный пилотаж на реактивных самолётах Як-15. А в 1948 году пятёрка пилотов: Савицкий, Храмов, Ефремов, Середа и Соловьёв на самолётах Як-15 красного цвета прошли над аэродромом в строю «клин» и выполнили несколько фигур пилотажа. Но это уже другая история.

Подготовлено по материалам пресс-службы авиасалона МАКС и книги «Истребитель И-16». Маслов М., Москва, "Экспринт", 2005 г.

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...