Определены приоритетные проекты гражданской авиационной техники нового поколения

Модель лёгкого сверхзвукового самолёта/ Фото: © ЦАГИ

Главными вызовами для гражданской авиации нового поколения являются радикальное снижение воздействия на окружающую среду до 100% к 2050 году, снижение уровня шума на 15-20 EPNdB (эффективный воспринимаемый шум в децибелах) относительно существующих норм, сокращение выбросов углекислого газа на 25-50% и ежегодное снижение потребления топлива на 1,4-2%, а также повышение безопасности полетов с получением результата исключающего погибших в авиационных происшествиях к 2030 году.

НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» (Центр) в рамках создания технологического задела продолжает научно-исследовательские работы по формированию обликов перспективных образцов авиационной техники (АТ) следующего поколения. Основными целями развития технологий в области гражданского авиастроения является переход на новые виды силовых установок и применение экологичного («зеленого») топлива.

«На текущий момент уровень технологий уже не позволяет рассчитывать на значимое сокращение удельного расхода топлива. Этот показатель влияет и на стоимость авиаперевозок, и на выбросы вредных веществ. Дать адекватный технологический ответ на вызовы для гражданской авиации мы можем исключительно лишь при переходе к новым видам силовых установок – электрическим и гибридным, а также начиная применять топливо из возобновляемого сырья. Эти же новые типы силовых установок позволяют совершить прорыв и в области снижения уровня шума. Разработка этих направлений дополнит технологическую суверенизацию в авиастроении», – заявил первый заместитель генерального директора Центра Василий Шапкин в ходе выступления на Всероссийском инвестиционном сабантуе «Зауралье-2022» в Сибае Республики Башкортостан.

По его словам, исследования Центра позволили определить приоритетные проекты гражданского авиастроения, которые позволят качественно улучшить характеристики перспективной авиационной техники. В Центре разработана методология системной интеграции технологий в рамках комплексных научно-технологических проектов (КНТП), которые обеспечивают своевременное доведение до высокого уровня готовности все необходимые технологии, увязав их в рамках обликов перспективных объектов, что в целом решает проблему существующей разрозненности НИР, тормозящей создание того научно-технического задела, который промышленность сможет внедрять эффективно и с приемлемыми рисками.

Василий Шапкин подчеркнул, что по итогам проведенных Центром исследований были сформированы три стратегически значимых КНТП – сверхзвукового гражданского самолета, магистральных и региональных самолетов с гибридными силовыми установками и на водородном топливе, и скоростных винтокрылых летательных аппаратов новых схем. В рамках этих проектов также предусмотрены «сквозные» проекты – по электрическим и гибридным силовым установкам и по интеллектуальным авиационным системам.

Замгендиректора Центра отметил, что НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» проводит большие и серьезные исследования по этим прорывным КНТП. Однако, чтобы получить более значимые результаты, необходимо на государственном уровне определить новые механизмы государственных инвестиций, направленных на поддержание и развитие инженерной инфраструктуры научных центров.

«Следует нормативно закрепить использование только отечественных технологий, программного обеспечения, оборудования, агрегатов и компонентов при создании высокотехнологичной гражданской продукции, в том числе использующей технологии искусственного интеллекта, а также определить место и роль прикладной науки в создании научно-технического задела для высокотехнологичных отраслей экономики России, в том числе определить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование и координацию прикладных научных исследований», – подчеркнул Василий Шапкин.

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (5 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...