Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) по судам на подводных крыльях имени Алексеева (Нижний Новгород) имеет хорошие наработки по тяжёлым экранопланам, которые можно было бы применять для тушения крупных лесных пожаров с большей эффективностью, чем самолёты,
"Если говорить о пожарах, у нас есть серьёзные проработки по развитию экраноплана "Спасатель", где мы уходим в тоннажи от 500 до 700 тонн. Мы имеем серию предложений по строительству экранопланов, где можно уже говорить о задачах пожаротушения", - сказал Анцев.
По его словам, такой экраноплан мог бы брать в качестве нагрузки порядка 200 тонн воды и сбрасывать её за то же время, за которое самолёты Ил-76 сбрасывают лишь 40 тонн. Анцев подчеркнул, что преимущество экранопланов заключается в том, что воду не нужно закачивать на аэродромах из пожарных цистерн, как это сейчас происходит с Ил-76. Это занимает много времени и технически сложно. Экранопланы могут брать воду на крупных реках или больших водоёмах.
Такие характеристики экраноплана, как избыточная масса, характерная для машин повышенной прочности, рассчитанных на хорошую работу в условиях частых гидроударов, компенсируются экономичностью при полёте в режиме экрана. Кроме того, экранопланы неприхотливы к местам базирования – они могут стоять на воде или выходить на берега с небольшим уклоном (до 5%).
Анцев добавил, что не считает экранопланы панацеей при тушении лесных пожаров, но отметил их эффективность в борьбе с крупными очагами.
"При катастрофе не бывает какого-то одного средства. К чему-то всё равно придётся добираться и тушить на самолёте и вертолёте, куда-то придётся добираться пешком. При пожарах высокой интенсивности и битве за площади экраноплан даёт существенный выигрыш по массе сбрасываемой воды на единицу площади за более короткое время. Если говорить об интенсивных возгораниях, это помогает "давить" очаг", - сказал генконструктор.
Экраноплан "Спасатель" является вторым экземпляром проекта 903, первым был ударный экраноплан-ракетоносец "Лунь". "Спасатель" также закладывался как ракетоносец, но распад СССР привёл к прекращению финансирования и консервации судна на стадии 95%-й готовности.
На фото - недостроенный экраноплан "Спасатель" на территории ЦКБ им. Алексеева.