Су-27 — многоцелевой всепогодный истребитель четвёртого поколения — остаётся одним из лучших самолётов сверхзвуковой боевой авиации и по сей день. На этой машине была впервые выполнена фигура высшего пилотажа «Кобра Пугачева», которая демонстрирует управление на больших углах атаки и возможности сверхманёвренности.
Продолжительное время на Су-27 выступала пилотажная группа «Русские витязи», пересевшая в 2017 году на дальнейшее развитие этого самолёта — Су-30СМ.
Созданию Су-27 предшествовала многолетняя научно-исследовательская деятельность учёных ЦАГИ и конструкторских бюро. Специалисты института провели детальный анализ лётных данных, маневренных характеристик и оптимизацию основных параметров истребителя. В результате была выстроена концепция самолёта с большой тяговооружённостью, обладающего высокой манёвренностью.
В первоначальной компоновке прототипа Т-10 было применено неплоское крыло с переменной стреловидностью передней кромки и небольшим наплывом в корне — так называемое «крыло оживальной формы».

Самолёт в таком варианте произвёл первый полёт 20 мая 1977 г. С этой геометрией истребитель имел ранний срыв потока на крыле. Острая передняя кромка профиля по всему размаху создавала тряску — это не давало возможности совершать ряд манёвров. При переделке Су-27 ОКБ П.О. Сухого реализовало новые перспективные решения, предложенные специалистами ЦАГИ. А именно — принять отработанную ранее концепцию трапециевидного крыла с корневым наплывом и отклоняющимися носками крыла. В последующие два года в ЦАГИ проводились исследования по новой компоновке Су-27.
Дистанционное управление с системой улучшения устойчивости, статическая неустойчивость на дозвуковых скоростях, непрерывно нарастающее отклонение носков крыла по углу атаки, острый наплыв на крыле — это лишь несколько прогрессивных решений, предложенных ЦАГИ и воплощенных в Су-27. Именно благодаря им были получены хорошие пилотажные характеристики истребителя на всех режимах. В 1981 г. состоялся первый полёт переделанного по рекомендациям ЦАГИ самолёта с новыми механизированными консолями крыла. В этой геометрии Т-10 пошёл в серийное производство.
В 1984 году истребитель под обозначением Су‑27 был принят на вооружение Советской Армии. Впервые продемонстрирован публике в июне 1989 года на авиасалоне в Ле‑Бурже, где продемонстрировал свою манёвренность, выполнив «Кобру Пугачёва».

Основное боевое применение Су-27 — тяжёлый истребитель-перехватчик большого радиуса действия, самолёт завоевания превосходства в воздухе. На основе Су-27 разработано большое количество модификаций: учебно-боевой Су-27УБ, палубный истребитель Су-33 и его учебно-боевая модификация Су-33УБ, многоцелевые истребители Су-30, Су-35 и Су-37, а также фронтовой бомбардировщик Су-34.
На текущий момент Су-27 является одним из основных самолётов ВВС России, состоит на вооружении в странах СНГ, Индии, Китае и других странах.
Технические характеристики
-
- Размах крыла — 14,7 м
- Площадь крыла — 62 кв.м
- Длина — 21,935 м
- Высота — 5,935 м
- Масса пустого самолёта — 16000 кг
- Масса нормальная взлётная — 30000 кг
- Тип двигателя — АЛ-31Ф
- Тяга двигателя, кгс — форсажная — 2 х 12500
- Максимальная скорость — 2500 км/ч
- Практическая дальность полёта — 3900 км
- Практический потолок — 18500 м
- Разбег на форсаже — 650-700 м
- Пробег — 620-700 м
- Экипаж — 1 чел
Вооружение
-
- автоматическая одноствольная пушка ГШ-301 (30 мм, 1500 выстр./мин, 150 патронов);
- до шести управляемых ракет (УР) класса «воздух-воздух» средней дальности типа Р-27
- до четырёх УР малой дальности Р-73 с ТГС;
- бомбы калибром до 500 кг и общей массой до 6000 кг (пакеты ФАБ-250) на четырёх пилонах;
- НУРС, КМГУ, выливные баки и прочее неуправляемое оружие класса «воздух-поверхность».