Научно-исследовательский центр «Аэроскрипт» приступил к созданию экспериментальной зоны для движения беспилотных летательных аппаратов в Белгородской области. Соответствующее соглашение организация подписала с инновационным центром «Бирюч» компании «ЭФКО». Речь идет как о физической, так и об информационной инфраструктуре, в основе которой – первая российская цифровая платформа для организации беспилотного воздушного движения «Небосвод».
«Проект подразумевает комплексное изучение, моделирование и тестирование цифровой среды для организации бесконфликтного воздушного движения в интересах новых видов бизнеса, связанного с оказанием услуг с помощью беспилотных технологий», – рассказали в пресс-службе ГК ЭФКО.
В основе проекта лежит цифровая платформа «Небосвод». Она представляет собой мобильное приложение, в котором владелец дрона – вне зависимости от функциональности беспилотника – может зарегистрировать свой аппарат и указать маршрут полета на цифровой карте области. Система согласует поданные данные с органами, выдающими разрешение на использование воздушного пространства, и информирует пользователя о возможности полета. В процессе полета пользователь обеспечивается необходимой метеорологической, аэронавигационной и геопространственной информацией. «Небосвод» принимает данные наблюдения за полетами беспилотного воздушного судна (БВС) и проверяет соответствие фактического полета согласованному плану.
Приложение позволит систематизировать и обезопасить движение всех беспилотников в регионе. Завершающий этап – разработка и согласование нормативной базы, которая затем может быть масштабирована на федеральный уровень.
Благодаря автоматизации процесс получения доступа к воздушному пространству может быть сокращен в 10 раз. Для сравнения: сегодня, чтобы получить официальное разрешение на проведение полетов, нужно собрать множество документов и ждать одобрения заявки от двух недель до месяца.
При создании пилотной зоны будут отработаны механизмы и процессы организации беспилотного воздушного движения, городской аэромобильности и транспортно-логистической связности населенных пунктов.
«Аэроскрипт» уже тестирует подобную систему в Ленинградской области и на Сахалине. В Санкт-Петербурге интерес к проекту связан с активным развитием городской аэромобильности: это полеты бортов малой авиации, в том числе санитарной, и беспилотных воздушных судов.
На Сахалине – с природными особенностями ландшафта и труднодоступностью многих населенных пунктов. Белгородская область станет первой в России, где экспериментальная зона новой аэромобильности будет адаптирована к движению аэротакси, предназначенного для перевозки пассажиров.