Итальянский AW609: первый коммерческий конвертоплан

Фото: © Leonardo S.p.A.

Итальянская компания Leonardo сообщила о начале лётных испытаний первого серийного коммерческого конвертоплана AW609. Машина, получившая обозначение AC5, поднялась в воздух на заводе Leonardo в Филадельфии 13 октября, выполнив первоначальную оценку систем и общего управления в полёте, рассказал журнал «Взлёт».

Это пятый лётный экземпляр конвертоплана. До этого в испытаниях были задействованы два прототипа в Италии (АС4 и используемый в последнее время только для наземных отработок АС1) и один в США (АС3). Суммарный налёт опытных образцов AW609 на испытаниях, ведущихся уже почти 20 лет, составил около 1900 часов. В настоящее время три серийных ВС для заказчиков находятся на линии окончательной сборки на различных стадиях строительства в Филадельфии.

Первым из них в США, как ожидается, станет вертолётный оператор Bristow, специализирующийся на офшорных перевозках. Про других заказчиков известно пока немногое. Leonardo сообщала, что в марте 2022 года в их число вошёл «неназываемый давно зарекомендовавший себя европейский оператор вертолётов Leonardo, который намерен использовать четыре конвертоплана для перевозок пассажиров по всему миру».

Конвертоплан AW609 взлётной массой 7,6 т (8,2 т при укороченном, а не вертикальном взлёте) рассчитан на перевозку 9–12 пассажиров со скоростью до 510 км/ч на расстояние до 1390 км (с дополнительными баками – до 2000 км). Силовая установка состоит из двух двигателей PT6C-67A мощностью по 1940 л.с., приводящих во вращение трёхлопастные воздушные винты диаметром 7,9 м. Мотогондолы, установленные на концах крыла размахом 11,7 м, поворачиваются вокруг поперечной оси аппарата, что обеспечивает конвертоплану выполнение вертикального взлёта «по-вертолётному» и висение, переходные режимы и горизонтальный полёт «по-самолётному».

Разработка первого в мире коммерческого конвертоплана, продвигаемого сейчас на рынок под названием AW609 итальянской компанией Leonardo (до 2016 года – AgustaWestland), была начата американскими фирмами Bell и Boeing еще в 1996 году. Он в целом повторял схему и размерность экспериментального конвертоплана Bell XV-15, проходившего испытания с мая 1977 года. Спустя два года после старта проекта Boeing покинул проект, а его место заняла итальянская Agusta, после чего машина получила название Bell Agusta BA609. Совместными усилиями американских и итальянских инженеров было выполнено проектирование и построены первые опытные образцы.

Прототип AC1 (N609TR), собранный в США, поднялся в воздух в Арлингтоне, штат Техас, 6 марта 2003 года. Второй опытный конвертоплан, AC2 (N609AG), собирался в Италии и взлетел там 9 ноября 2006 года, а в июне следующего года был впервые представлен в лётной программе авиасалоне в Ле-Бурже, где сообщалось, что сертификация машины и начало поставок намечаются на 2011 год (незадолго до начала лётных испытаний это анонсировалось сделать еще в 2007 году).

Но сроки опять сдвинулись. В ноябре 2011 года для ускорения работ по проекту AgustaWestland завершила процесс покупки прав на машину у Bell Helicopter Textron, после чего конвертоплан получил своё нынешнее название AW609, при этом американские партнёры остались основными подрядчиками по его производству и сертификации.

К марту 2015 года два опытных экземпляра AW609 налетали около 1200 часов, в целом подтвердив расчётные характеристики. На испытаниях выполнялись полёты со взлётной массой до 8200 кг, была продемонстрирована максимальная скорость 543 км/ч и высота полёта 9100 м. Но 30 октября 2015 года в очередном испытательном полёте в Италии произошла катастрофа второго лётного образца AW609 (N609AG), в результате которой погибли оба лётчика-испытателя. По заключению комиссии по расследованию происшествия, при снижении с левым разворотом на скорости более 540 км/ч начались нарастающие боковые колебания, в результате чего был превышен допустимый угол скольжения и произошёл удар лопастей левого винта по крылу, вызвавший его частичное разрушение и пожар в воздухе с последующим падением аппарата на землю. Налёт разбившегося AC2 к тому времени составлял 567 часов.

Лётные испытания AW609 удалось возобновить в августе 2016 года, но ресурс остававшегося первого прототипа был уже практически исчерпан, а постройка в Италии и доработки третьего прототипа AC3 сильно затянулись. К полётам этой машины (N609PA) в Филадельфии удалось приступить в 2017 году. Затем там был собран четвёртый опытный образец – AC4 (N609PH), поднявшийся в воздух 23 декабря 2019 года. До конца января 2021 года он проходил лётные испытания в США, после чего был перевезён в Италию и с весны продолжил летать уже там. В середине сентября прошлого года он совершил перелёт из Милана в Дубай, где принял участие в торжественном открытии вертолётного терминала на международной выставке Dubai Expo, построенного компанией Leonardo в партнерстве с Falcon Aviation Services, а затем, в середине ноября, после многолетнего перерыва в публичных показах, – в лётной программе авиасалона Dubai Airshow 2021.

На выставке сообщалось, что сертификация AW609 в FAA ожидается в 2022 году, а в Филадельфии построен и уже поступил на наземные испытания пятый лётный образец (AC5), полностью соответствующий серийной конфигурации. Как видим, до его первого полёта, состоявшегося 13 октября 2022-го, прошёл ещё почти целый год, так что нельзя исключать, что сроки сертификации, первоначально анонсировавшейся ещё на 2007 год, могут снова сдвинуться.

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (3 оценок, среднее: 3,67 из 5)
Загрузка...