Арбитражный суд Иркутской области признал недействительными претензии Байкало-Ангарской транспортной прокуратуры и отменил запрет на ввод в эксплуатацию временного пассажирского терминала аэропорта Иркутск. Решение суда основывалось на заключении независимой экспертизы, признающей временный характер здания. Представитель подрядчика подтвердил возможность демонтажа и переноса здания с минимальными потерями.
В октябре 2023 года Иркутский аэропорт заключил контракт с компанией «БайкалСтройКомплекс» на строительство модульного здания для приёма пассажиров и обработки багажа. Стоимость проекта составила 585 миллионов рублей с планируемым завершением работ к октябрю 2024 года и вводом в эксплуатацию до конца года. Проект предполагал использование модульной конструкции, что позволяло, по мнению заказчика, быстро и эффективно решить проблему растущего пассажиропотока.
В мае 2024 года Восточно-Сибирское управление Ростехнадзора вынесло аэропорту предостережение о нарушении федерального законодательства. Ведомство классифицировало здание как объект капитального строительства, указав на наличие свайного фундамента (130 свай глубиной 8-9 метров), подключение к инженерным коммуникациям, а также неразборную конструкцию. Эти аргументы послужили основанием для претензий.
В июле 2024 года Байкало-Ангарская транспортная прокуратура направила аэропорту представление, требуя устранения выявленных нарушений. По мнению прокуратуры, строительство терминала осуществлялось без необходимых разрешительных документов, заключения госэкспертизы и уведомления органа стройнадзора. Аэропорт не согласился с претензиями и в августе подал иск в арбитражный суд. В рамках судебного процесса были приняты обеспечительные меры, запрещающие ввод здания в эксплуатацию.
Арбитражный суд назначил судебно-техническую экспертизу, заключение которой поступило 14 октября 2024 года. Эксперт Иркутской лаборатории судебной экспертизы Минюста заключила, что здание не является капитальным сооружением, поскольку его можно разобрать и перевезти без значительных повреждений. Срок эксплуатации, определённый экспертом, составил 10 лет из-за возможной коррозии металлических конструкций. Однако, это не означает невозможности продления срока службы при условии проведения соответствующих работ.
Транспортная прокуратура и Ростехнадзор оспорили заключение экспертизы, ссылаясь на то, что здание относится к общественным, с массовым пребыванием людей, и его эксплуатационный срок не может быть ограничен 10 годами. Они также указали на отсутствие информации о заводе-изготовителе модульных конструкций. В качестве аргумента приводился пример грузового терминала в аэропорту Еремешанка, построенного в 2018 году, который соответствовал требованиям к капитальному строительству. Иркутский аэропорт опроверг аналогию, подчеркивая, что в Еремешанке строительство велось на месте сгоревшего здания, использовавшего существующий фундамент.
Заместитель генерального директора аэропорта Петр Геликов объяснил необходимость строительства временного терминала взрывным ростом пассажиропотока (+44%), вызванным переориентацией транспортных маршрутов. Он также отметил, что начальный проект предполагал бетонное основание, но из-за изменения местоположения потребовалось укрепление грунта свайным фундаментом. Геликов подчеркнул, что срок эксплуатации в 10 лет обусловлен временным характером сооружения, а новый терминал планируется возвести на площадке "Ключевая" в ближайшие годы. Стороны представили свои аргументы и доказательства, обсуждая проект в различных инстанциях, включая администрацию президента.
Заместитель генерального директора аэропорта Иркутск Петр Беликов рассказал, что в настоящее время рассматривается вариант строительства нового аэропорта в «чистом поле» по опыту Саратова и Ростова-на-Дону. Если площадка и проект будут одобрены, то на его возведение потребуется 3-4 года.
«Сейчас этот вопрос обсуждается на самом верху в администрации президента, в том числе будет совещание. Выбрана площадка "Ключевая", авиазавод проводит некоторые, скажем так, расчёты. В том случае, если это подтвердится расчётами, то вопрос строительства нового аэропорта в чистом поле, ну если мы берём опыт Саратова, опыт Ростова-на-Дону – три-четыре года, это строительство всего комплекса сооружений. Поэтому мы и не рассчитываем, что больше 10 лет это необходимо будет», – заметил во время судебного заседания Петр Беликов.