Чешские конструкторы предлагают России БПЛА для аэромониторинга труднодоступных территорий

Новой чешской компании Primoco UAV SE понадобилось всего три года, чтобы реализовать первоначальную идею своего основателя о создании высокоэффективного и устойчивого беспилотного гражданского самолёта, превратив проект в полностью функциональную систему, сертифицированную Управлением гражданской авиации Чехии (УГА) и запущенную в массовое производство. Модель One 150 стала одним из успешных продуктов чешской авиационной промышленности.

В основе компании Primaco, занимающейся авиационным производством, стоит видение и практический опыт её основателя Ладислава Семетковского. В процессе своей деятельности в странах, расположенных к востоку от Европейского Союза (в частности, в Российской Федерации), он осознал, что на рынке не достает достаточно мощной, надёжной и безопасной беспилотной системы, которая была бы полезна в сложных условиях для выполнения таких задач, как аэромониторинг трубопроводов, газопроводов и других важных народохозяйственных объектов.

«Сегодня в мире насчитывается около тысячи производителей беспилотных аппаратов, но 99% из них выпускают машины с электроприводом с выносливостью не более нескольких десятков минут, способных нести очень мало специального оборудования. Также есть большие и мощные системы, разработанные для военных нужд. Где-то в середине 2014 года я решил, что попытаюсь создать свои собственные средства для восполнения пробела на гражданском рынке», - говорит Ладислав Семетковский.

Будучи активным частным пилотом, он всегда был очень близок к авиации, однако для разработки совершенно новой высокотехнологичной системы было необходимо сначала найти подходящего конструктора. После нескольких месяцев поиска им стал Радэк Сук, с которым Ладислав начал готовить первый проект новой машины. Создатели в самом начале установили, какие характеристики и возможности должна иметь беспилотная система, но в то же время, они не хотели идти на ненужные риски и, наконец, после тщательного рассмотрения выбрали концепцию «классического» беспилотного самолёта с двигателем внутреннего сгорания и толкающим винтом. В начале 2015 года они начали выпуск своего «деревянного» прототипа, который впервые был отправлен в полёт в августе того же года.

Затем последовала серия испытаний и устранение выявленных недостатков. Значительных усилий, например, потребовала разработка шасси, которое должно обеспечить необходимую стабильность, а также защитить аппарат в случае жёсткой посадки. В целом, однако, результаты испытаний были положительными, поэтому компания Primoco UAV начала готовить технологии для серийного производства самолёта в новых помещениях на окраине Праги, куда компания переехала в начале 2016 года. В то же время необходимо было найти поставщика некоторых компонентов и систем: блок привода, автопилот, канал передачи данных дистанционного управления. Важный момент наступил 26 марта 2016 года, когда в воздух поднялся первый аппарат, соответствующий серийному варианту с композитным корпусом, названный One 150.

Чтобы иметь возможность использовать новый БПЛА в гражданском воздушном сообщении, необходимо было разработать его таким образом, чтобы он мог быть сертифицирован национальными авиационными властями тех стран, в которых будет эксплуатироваться.

"Компания Primoco UAV с самого начала подходила к модели One, как к стандартному самолёту общего назначения», - объясняет Ладислав Семетковский. Поэтому его БПЛА состоит из компонентов, изготовленных в соответствии с требованиями качества авиационных правил. То же самое относится ко всей документации, связанной с системой, например, руководство по эксплуатации имеет 370 страниц и подробно описывает рабочие процедуры, техническое обслуживание и систему подготовки пилотов транспортного средства с дистанционным управлением. Благодаря этому, в мае 2017 года был получен сертификат типа в базовой версии One 150 от Управления гражданской авиации Чехии. Новый беспилотный аппарат является пионером во многих отношениях, и как УГА, так и производитель, столкнулись с нестандартными ситуациями. Например, при регистрации бортового транспондера, которым в базовой комплектации оснащён самолёт One 150.

БПЛА компании Primoco UAV примерно на 80% состоят из компонентов, произведённых в Чешской Республике - как непосредственно самой компанией, так и внешним подрядчиком.

Кроме того, за последние два года компания разработала собственный двигатель Primoco Engine 250. Это двухцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением, обьёмом 250 куб. см, мощностью 30 л.с. и весом 15 кг, включая стартер и генератор мощностью 1400 Вт. Этим двигателем оснащены беспилотники, изготовленные в Primoco UAV и, в частности, модель One 150. Также двигатель предназначен для продажи и установки на БПЛА других производителей.

Некоторые системы, однако, необходимо было покупать за рубежом. Например, современный автопилот, который позволяет полностью автоматизировать взлёт и посадку, был приобретён в Испании. Автопилот дополнительно обеспечивает аппарату хорошую стабильность даже при полётах в неблагоприятных погодных условиях и в состоянии противодействовать, например, боковому ветру скоростью до 10 м/с на режимах взлёта и посадки. И если он намеренно полностью не деактивирован, то также может функционировать как надёжный контроль пилота-человека, который не позволяет при ручном управлении превышать заданные ограничения.

Ещё одна исключительно высококачественная система - канал передачи данных, изготовленный в Норвегии, который является одной из лучших систем в мире. Без ретрансляции он обеспечивает управление БПЛА на расстоянии до 200 км, а его пропускная способность составляет 6 Мбит/с, что обеспечивает стабильную передачу изображений с камер или других датчиков аппарата, но также используется для непрерывной передачи телеметрических данных на наземный блок управления. Таким образом, оператор имеет идеальный обзор всех параметров полёта, функциональности и технического состояния каждого компонента системы.

В декабре 2017 года Primoco UAV внедрила спутниковый канал данных Inmarsat, который позволяет осуществлять связь между GCS и БПЛА. Однако ограничением в использовании является скорость передачи данных от 150 до 200 Кбит/с.

Транспондер, работающий в режиме S, является ещё одной важной частью воздушного судна One 150. Благодаря ему беспилотные транспортные средства являются видимыми и идентифицируемыми не только органами управления воздушным движением, но и регистрируется всеми самолётами, оснащенными системой предотвращения столкновений (TCAS), что значительно снижает риск столкновения в воздухе. Высокий уровень безопасности обеспечивается также резервным и аварийным режимами ключевых систем. Например, автопилот запрограммирован, чтобы вернуть машину в точку взлёта в случае потери управляющего сигнала. Резервный аккумулятор имеет генератор переменного тока, питающий встроенную энергосистему. В случае его отказа будут отключены устройства, которые не являются необходимыми для полёта, и обеспечит энергией аппарата в течение трёх часов, чтобы безопасно возвратиться в точку вылета.

БПЛА One может использоваться для воздушной разведки и наблюдения благодаря наличию специального оборудования. В версии One 150 вес оборудования может достигать 30 кг, оно может быть установлено на нижней части шасси или в свободном внутреннем пространстве внутри корпуса. Стандартом в подавляющем большинстве случаев является стабилизированная фара дальнего света Infra Red (FLIR), оснащённая одной дневной цветной камерой с высоким масштабируемым разрешением и одной ночной или инфракрасной камерой.

Primoco UAV в основном поставляет системы камер австралийской компании UAV VISION. По желанию заказчика можно интегрировать практически любой датчик заданных размеров и веса. Кроме систем ЭО/ИК-камер, популярным является внедрение лазерного сканера, работающего по принципу LIDAR (Light Detection And Ranging), который находит применение при создании цифровых 3D-моделей рельефа или объектов, таких как открытые карьеры. Здесь Primoco UAV реализует решение австрийской компании RIEGL.

Основатель компании Primoco UAV Ладислав Семетковский видит большой потенциал для своих беспилотных систем. В настоящее время в России переплетаются тысячи километров трубопроводов и газопроводов, которые необходимо регулярно проверять. Из-за больших расстояний и часто труднодоступной местности сегодня эту работу выполняют обычные вертолёты с высокой стоимостью лётного часа. БПЛА One 150 могут справляться с теми же задачами при затратах всего лишь 25% от обычной стоимости, что является существенной экономией для энергетических компаний.

Сейчас БПЛА Primoco UAV модель One 150 используются в основном в Азии, Африке и на Ближнем Востоке.

Primoco UAV также инвестирует в систему обучения персонала, который будет управлять дронами. Экипаж- это всегда два человека: один обеспечивает фактический контроль над аппаратом, второй управляет системой камер и другими датчиками. Утверждённая учебная программа для пилота БПЛА модели One 150 включает 160 часов теоретического обучения, что сопоставимо с теоретическим курсом, необходимым для получения частной пилотной лицензии PPL (Private Pilot Licence) и 200 часов практики в системе управления дроном. В связи с ожидаемой потребностью в подготовке большого числа операторов, для которых в настоящее время компания не располагает достаточным потенциалом, Primoco UAV ищет новых пилотов-инструкторов для авиационных работ по всему миру. Идеальный кандидат - пилот моделей R/C, имеющий теоретические знания уровня ULL/PPL со знанием английского языка.

Технические характеристики БПЛА One 150:

Размах крыла - 4,85 м
Длина - 3,65 м
Макс. взлётная масса - 150 кг
Полезная нагрузка - 30 кг
Длительность полёта - до 10 часов
Крейсерская скорость - 100–180 км/ч
Потолок - 1500 м
Потребная длина ВПП - 300 м
Полностью автономный взлёт и посадка при помощи автопилота.
Полная интеграция в гражданское воздушное пространство, S-режим транспондера.

Пресс-релиз предоставлен компанией Primoco UAV

Контакты:
АО Примоко БПЛА, Москва, Кадашевкая наб. 26

Голосовать ПРОТИВГолосовать ЗА (3 оценок, среднее: 2,33 из 5)
Загрузка...







СТАТЬИ ПО ТЕМЕ