Для гражданской авиации России 2022 год выдался сложным – в результате санкционного давления и прекращения поставок импортных комплектующих и запасных частей как для поддержания лётной годности «боингов/эйрбасов», так и для российских МС-21 и «Суперджет 100», авиаотрасль столкнулась с возможным коллапсом в пассажирских перевозках и прекращением производства новых пассажирских самолётов.
Состояние дел по проекту МС-21 будет рассмотрено в отдельной статье, которая выйдет в начале января 2023 года, а здесь мы предлагаем подборку новостей по региональному самолёту SSJ100 и его импортозамещённой версии SSJ-New за период с июля по декабрь уходящего года.
Фактически бывшими партнёрами из недружественных стран авиазавод им. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре был поставлен перед фактом снижения до штучного производство «Суперджетов» с последующим прекращением его выпуска. В 2022 году
В марте глава Минпромторга Денис Мантуров говорил, что в 2022 году эксплуатантам передадут минимум 19 «Суперджетов». По его словам, для этого количества самолётов полностью хватает зарубежных комплектующих. Однако западные компоненты стали нужнее для поддержания лётной годности действующего парка SSJ100, и в 2023 году производство версии RRJ-95 прекратится. В тоже время ограничения заставляют авиапромышленность и смежные отрасли форсировать выпуск версии SSJ-New.
Таиланд готов покупать российскую авиатехнику, но нужно улучшать её техобслуживание
Одним из приоритетных направлений развития программы «Суперджет» корпорация «Иркут» видит в совершенствовании системы послепродажного обслуживания самолётов этого типа. Как рассказал нашему сайту заместитель начальника департамента конструкторского сопровождения эксплуатации «Иркута» Константин Кузьмичёв, запрос авиакомпаний на быстрое и лёгкое выявление технических неисправностей подтолкнул корпорацию к разработке цифрового двойника самолёта «Суперджет 100».
Он повторяет и описывает принцип работы систем и устройств самолёта, что позволяет ускорить определение причин отказов. Такая разработка помогает техникам быстрее проводить техническое обслуживание лайнеров, уменьшить простои самолёта и задержки вылета.
Также в настоящий момент ведётся работа над концепцией применения информационной системы мониторинга отказов, благодаря которой технические параметры эксплуатации «Суперджетов» смогут контролироваться практически в режиме реального времени в любой точке мира, при этом вся информация о необходимых технических мероприятиях будет в реальном времени и с ретроспективой доступна специалистам авиакомпаний и организаций по техническому обслуживанию.
* * *
Налёт самолётов Superjet 100 в авиакомпания «Россия» с мая по конец июля 2022 года увеличился на 35%, среднее полётное время достигло 7,53 часа в сутки. Исправность парка в июне составила 76%, в целом в этом году этот показатель не опускается ниже 75%.
Выборочная статистика полётов самолётов Superjet 100, которую редакция сайта «Авиация России» собрала в декабре 2021 года, показала, что максимального налёта на SSJ100 добиваются авиакомпании «Азимут» и «ИрАэро», у них 7,5-10 (в среднем 8,75) часов и 9,5-10,5 (10) часов соответственно. Минимальные показатели налёта были у «Аэрофлота» и «России»: 4,5-5 (4,75) и 4,5-7 (5,75) часов соответственно.
* * *
В начале сентября Росавиация по заявке корпорации «Иркут» выдала одобрение главного изменения типовой конструкции самолёта RRJ-95, заключающегося во внедрении горизонтальных законцовок крыла на модели самолёта RRJ-95LR-100 (SSJ100-95LR).
В декабре 2019 года АО «Гражданские самолёты Сухого» получило дополнение к сертификату типа самолёта RRJ-95 на горизонтальные законцовки крыла типа «сайберлет». Теперь ими может оснащаться и версия с увеличенной дальностью полёта.
* * *
Флот авиакомпании «Азимут» пополнился очередным самолётом Superjet 100, который стал шестнадцатым в парке перевозчика. 7 сентября, борт с регистрационным номером RA-89189, получивший имя «Лена», совершил перелёт из центра поставок в Жуковском в аэропорт Минеральные воды. С 8 сентября самолёт приступил к выполнению регулярных рейсов по маршрутной сети «Азимута».
До конца декабря парк перевозчика может пополниться ещё одним «Суперджетом». В Жуковском в ноябре выполнил несколько контрольных полётов
* * *
2 ноября в аэропорту Домодедово состоялся облёт после длительного простоя и проведения работ по восстановлению лётной годности одного из самых первых серийных самолётов SSJ100 с регистрационным номером RA-89004. Этот лайнер – шестой серийный, его заводской номер 95012. ВС было построено в 2011 году, это был третий Superjet 100 в парке «Аэрофлота», где самолёт эксплуатировался с декабря 2011-го в течение двух лет, после чего в соответствии с условиями лизингового контракта он был возвращён производителю. Пока не сообщалось, какой авиакомпании будет передан этот борт.
* * *
Всего с начала года в Комсомольске-на-Амуре были подняты шесть новых «Суперджетов»:
- 14 января первый полёт выполнил лайнер с заводским номером 95221 и временной регистрацией 97027;
- 1 февраля – з/н 95222, в/р 97028;
- 25 февраля – з/н 95223, в/р 97029;
- 17 марта – з/н 95224, в/р 97011;
- 18 апреля – з/н 95225, RA-89189;
- 29 июня – з/н 95226, в/р 97026.
* * *
В рамках реализации новой стратегии развития Группы «Аэрофлот», рассчитанной до 2028 года, в начале октября авиакомпания «Россия» получила очередной «Суперджет 100» с регистрацией RA-89025, который ранее находился в парке головного перевозчика Группы.
Переданный из состава «Аэрофлота» борт, стал 73-м самолётом этого типа в парке «России». В рамках традиции авиакомпании лайнер назван «Тобольск» – в честь города Западной Сибири, название и герб которого размещены на носовой части фюзеляжа под кабиной пилотов.
* * *
Заместитель премьер-министра Республики Беларусь Анатолий Сивак на совместном заседании Палаты представителей и Совета Республики 19 октября рассказал о развитии авиационной отрасли и отметил как наиболее перспективное направление техническое обслуживание и окраску самолётов SSJ100.
«Планируется в кратчайшие сроки освоить техническое обслуживание и покраску самолётов Sukhoi Superjet, что в условиях импортозамещения всех систем и агрегатов производителей российских самолётов является наиболее перспективным направлением», – подчеркнул Сивак.
* * *
Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) собирается расторгнуть в одностороннем порядке лизинговые контракты на самолёты SSJ100 с авиакомпанией «Якутия» и уже предложила другим перевозчикам приобрести «Суперджеты» из Якутска.
В тоже время авиакомпания «Якутия» разобрала до нерабочего состояния два из четырёх самолётов Superjet 100, которые до недавнего времени ещё оставались в составе перевозчика. Это выяснилось в ходе внеочередного мониторинга состояния воздушных судов,
ГТЛК ищет для самолётов SSJ100 авиакомпании «Якутия» новых эксплуатантов
Сообщается, что на ВС отсутствуют двигатели Sam146 и «ряд других ключевых агрегатов», и в таком состоянии «Cуперджеты» находятся уже больше года. В ГТЛК подтвердили, что из четырёх SSJ100 «два находятся в неисправном состоянии и разукомплектованы».
* * *
Авиакомпания Red Wings провела модификацию самолётов SSJ100 и увеличила их дальность полётов, сообщила директор филиала Red Wings в Екатеринбурге Кристина Аксёнова.
«Авиакомпания решила этот вопрос в минувшем сезоне. Стандартная модификация SSJ100 позволяет выполнять полёт [на расстояние] более 3000 километров. Мы усовершенствовали модификацию до Long Range, в которой дальность полёта сможет составлять более 4500 километров», – сказала она.
Сейчас у Red Wings 16 самолётов версии SSJ100-95LR, и ещё один – стандартной. Кроме того, авиакомпания ожидает в декабре пополнения авиапарка ещё двумя новыми SSJ100 с увеличенной дальностью полёта.
* * *
Корпорация «Иркут» сертифицировала в Росавиации возможность установки на самолёт Superjet 100 российских тормозных дисков.
Авиакомпании уже получили более 30 наборов таких дисков, изготовленных на предприятии авиационной корпорации «Рубин», и используют их в действующем парке самолётов. «Благодаря этому удалось избежать остановки эксплуатации всего парка SSJ100, ведь тормоза изнашиваются и требуют регулярной замены», – уточнили в «Иркуте». Ранее тормозные диски для SSJ100 поставляла американская компания Goodrich.
Самолёт Russian Regional Jet 95 (SSJ100) уходит в историю, его место займёт новая версия «Cуперджета» – RRJ-95NEW-100 (SSJ-New)
29 июля в Жуковский из Комсомольска-на-Амуре транспортным самолётом Ан-124 был доставлен фюзеляж опытного самолёта SSJ-New с заводским номером 97002, который пройдёт цикл ресурсных испытаний в ЦАГИ.
В конце сентября сообщалось, что окончательный этап сборки опытного образца SSJ-New выполняется бригадой производственного центра корпорации «Иркут» из Комсомольска-на-Амуре под руководством научно-исследовательского отдела стендовых испытаний филиала «Региональные самолёты».
Отсек фюзеляжа и консоли крыла были размещены в лаборатории на специальных стапелях. Работы по стыковке должны завершиться к концу ноября - началу декабря. За этот период на самолёт установят элементы вертикального и горизонтального оперения, шасси и имитаторы двигателей. В дальнейшем объект будет передан на лабораторные комплексные ресурсно-статические испытания.
В 2021 году ЦАГИ исследовал модель самолёта SSJ-New на бафтинг
Специально для этих испытаний создается сложный испытательный стенд, который позволит одновременно испытывать фюзеляж с избыточным давлением, шасси, крыло, подвеску двигателей – все жизненно важные узлы самолёта. На стенде будут имитироваться нагрузки на конструкцию на всех этапах полёта, регистрироваться многочисленные параметры, характеризующие поведение планера и его элементов.
* * *
Корпорация «Иркут» совместно с ГосНИИАС запустили стенд полунатурного испытательного комплекса отработки и интеграции бортового оборудования – «электронной птицы» самолёта SSJ-New.
«Электронная птица» разрабатывается по техническому заданию «Иркута» для отработки взаимодействия и функционала нового комплекса бортового оборудования (КБО) SSJ-New и его программного обеспечения. Основной задачей стенда на ближайший период времени станет поэтапное тестирование КБО в рамках подготовки к первому полёту SSJ-New и началу сертификационных испытаний. В дальнейшем стенд будет использоваться в рамках сертификации бортового оборудования в составе самолёта.
* * *
В научно-исследовательском отделении динамической прочности летательных аппаратов СибНИА им. С.А. Чаплыгина идёт подготовка стендовой базы к испытаниям опор шасси самолёта SSJ-New
В рамках данной работы в СибНИА будут проходить динамические испытания на сброс для определения располагаемой работоёмкости стоек шасси импортозамещённой версии «Суперджета» и динамические испытания нa безопасность от автоколебаний типа «шимми», которые могут возникать во время движения самолёта по земле на высоких скоростях.
По результатам испытаний на первом этапе будет подготовлено заключение по безопасности полётов для начала программы лётных испытаний, на втором этапе будет осуществлён сбор данных, необходимых для сертификации шасси в составе самолёта.
Кроме того, в научно-исследовательском отделении усталостной и статической прочности авиационных конструкций СибНИА идёт подготовка оборудования и технологических систем к статическим испытаниям планера SSJ-New.
«Сегодня мы планируем проведение статических испытаний самолёта Sukhoi Superjet New. В начале января мы ожидаем прибытие уже образца в институт, впоследствии будем заниматься созданием стенда», – сообщил 14 декабря на пресс-конференции в пресс-центре ТАСС генеральный директор СибНИА Владимир Барсук.
Для увеличения выпуска региональных самолётов SSJ-New в производственном центре корпорации «Иркут» в Комсомольске-на-Амуре будет демонтирована стена цеха окончательной сборки для создания прямоточной линии бесстапельной сборки самолётов.
«На территории производственного центра корпорации "Иркут" в Комсомольске-на-Амуре выполняется демонтаж стены между цехом окончательной сборки (ЦОС) и ангаром лётно-испытательной станции (ЛИС) с целью изменения конфигурации действующего конвейера в прямоточную линию сборки производительностью не менее 20 воздушных судов (ВС) SSJ-New в год», – говорится в сообщении пресс-службы корпорации.
* * *
В конце ноября в ЦАГИ завершились аэродинамические испытания модели самолёта SSJ-New с гондолами двигателя ПД-8. Одной из целей исследований было определение оптимальных углов установки вихрегенераторов на мотогондолах двигателей.
Д. Мантуров доложил Правительству РФ о сроках сертификации самолёта SSJ-New
В начале декабря на участке агрегатов для «Суперджетов» цеха композитного производства ВАСО завершили сборку очередной партии изделий для SSJ-New, предназначенных для статических испытаний. В комплект входят рули высоты и направления, закрылки, интерцепторы. Ранее для различных испытаний, в том числе в составе планера SSJ-New, на ВАСО были изготовлены детали передней части киля, законцовки и панели новой машины.
«Техпроцессы, чертежи, сборка почти такие же, как для серийных SSJ100. Однако сейчас детали отправляются без покраски, но с нанесённой разметкой нервюр и лонжеронов. Такие испытания в ЦАГИ проводятся периодически и на серийных агрегатах для подтверждения их надёжности», – пояснил начальник участка Андрей Бочаров.
* * *
Успешное завершение ресурсных и лётных испытаний самолёта SSJ-New позволит к концу 2023 года сертифицировать лайнер и начать его серийное производство. Один из ключевых компонентов самолёта – двигатель ПД-8, который придёт на смену франко-российскому SaM146. До конца декабря планируется начать лётные испытания силовой установки в составе летающей лаборатории Ил-76, а уже весной приступить к полётам на опытном самолёте SSJ-New с двигателями ПД-8.
Начались лётные испытания двигателя ПД-8 в составе летающей лаборатории Ил-76
Сейчас перевозчики эксплуатируют около 150 «Суперджетов». С конца 2023 года планируется начать поставки полностью импортозамещенной версии. С 2024 года проект выйдет на расчётную мощность – 20 лайнеров SSJ-New в год.
А пока производственные и научные предприятия готовятся к лётным и наземным испытаниям новой машины.
Андрей Величко
для сайта «Авиация России»