Superjet 100 / Superjet New — итоги 2022 года

Фото: © Филиал ПАО «Корпорация «Иркут» «Региональные самолёты»

Ограничения, введённые весной 2022 года против российской гражданской авиации, существенно изменили планы как по отдельным проектам, так и в целом по авиаотрасли. ОАК была поставлена перед фактом невозможности продолжать выпуск самолётов Superjet 100 в облике, зафиксированном в сертификате типа. За год из планировавшихся ранее 18 самолётов SSJ100 было изготовлено только десять.

Прекращение поставок иностранных комплектующих, в том числе для сборки в Рыбинске двигателей Sam146, привело к вынужденному форсированию работ по импортозамещению и сертификации самолёта SSJ-New – машине, которая с 2024 года придёт на смену «импортозависимому» «Суперджету».

Работа по замене иностранных систем на SSJ100 началась несколько лет назад, в сжатые сроки был разработан двигатель ПД-8 – в 2019 году началась работа над новым двигателем, в феврале 2022 года ОДК сообщила, что готовится демонстратор силовой установки для проведения лётных испытаний, в конце декабря начались лётные испытания двигателя.

Юрий Борисов: Россия вынуждена в ускоренном порядке реализовывать импортозамещение

Весной Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA) ввела требование, в соответствии с которым все новые пассажирские ВС должны иметь систему контроля неравномерного выдвижения закрылков. Если одна часть закрылка выдвигается несколько быстрее другой, конструкцию может заклинить. Это, в свою очередь, приведёт к выходу из строя секции крыла и потере реального управления самолётом. Задача системы — отследить перекос секции закрылков и предкрылков и подать сигнал в случае обнаружения ошибки.

Новое требование EASA включено в техническое задание для строящихся экземпляров SSJ-New. В течение года была завершена разработка конструкторской документации, изготовлены опытные образцы системы, которые были протестированы на специальном стенде, полностью имитирующим движение закрылков, предкрылков и работу системы в целом. В 2023 году запланированы лётные испытания системы на «Суперджетах».

В октябре «Иркут» совместно с ГосНИИАС выполнили первый запуск полунатурного испытательного комплекса отработки и интеграции бортового оборудования – «электронной птицы» самолёта SSJ-New. Ранее подобный стенд был построен для программы SSJ100 с иностранными БРЭО и авионикой. ГосНИИАС выполнил работы по постройке стенда и его интеграции, а также разрабатывает программное обеспечение и цифровые имитаторы для компонентов систем самолёта, не представленных на стенде. Основной задачей стенда является поэтапное тестирование КБО в рамках подготовки к первому полёту SSJ-New и началу сертификационных испытаний. В дальнейшем стенд будет использоваться в рамках сертификации бортового оборудования в составе самолёта.

На стенде «электронная птица» начались отработки функционала бортового оборудования SSJ-New

В ФАУ «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» на собственной стендовой базе пройдут динамические испытания на сброс для определения располагаемой работоёмкости стоек шасси самолёта SSJ-New и динамические испытания нa безопасность от автоколебаний типа «шимми», которые могут возникать во время движения самолёта по земле на высоких скоростях. По результатам испытаний на первом этапе будет подготовлено Заключение по безопасности полётов для начала программы лётных испытаний, на втором этапе будет осуществлён сбор данных, необходимых для сертификации шасси в составе самолёта.

Также в СибНИА в 2023 году пройдут статические сертификационные испытания планера SSJ-New. В январе ожидается прибытие опытного образца в институт. Для проведения испытаний на прочность натурных конструкций самолёта в институте разработана многоканальная АСУ нового поколения, которая позволяет решать широкий круг задач испытаний конструкций с высокой степенью автоматизации процесса нагружения, обработки информационных потоков и сервисного представления информации ведущему испытания.

В Новосибирске готовятся к проведению сертификационных статических испытаний планера SSJ-New

В ноябре в ЦАГИ завершились аэродинамические испытания модели самолёта SSJ-New c двигателем ПД-8. Одной из целей исследований стало определение оптимальных углов установки вихрегенераторов на мотогондолах двигателей. Испытания проводились в трансзвуковой трубе ЦАГИ на крейсерских режимах полёта при числах Маха 0,75–0,82. Помимо весовых исследований была проведена визуализация обтекания методом масляной плёнки в области сочленения крыла, пилона и мотогондолы для выявления возможных областей неблагоприятной интерференции. Визуализация показала отсутствие неблагоприятных эффектов в зоне установки мотогондолы ПД-8.

В 2022 году на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре было выпущено 10 самолётов Superjet 100, это почти в два раза меньше, чем планировалось в начале года. Также это самый низкий объём выпуска данного типа ВС с 2012 года.

    1. 14 января первый полёт выполнил SSJ100 с заводским номером 95221, RA-89185 / «Бологое», а/к «Россия»;
    2. 1 февраля – з/н 95222, RA-89186 / «Архыз», а/к «Азимут»;
    3. 25 февраля – з/н 95223, RA-89187, а/к Red Wings;
    4. 17 марта – з/н 95224, RA-89188 / «Дзержинск», а/к «Россия»;
    5. 18 апреля – з/н 95225, RA-89189 / «Лена», а/к «Азимут»;
    6. 29 июня – з/н 95226, RA-89190, а/к Red Wings;
    7. 19 июля – з/н 95227, временная регистрация 97027;
    8. 19 сентября – з/н 95228, в/р 97019;
    9. 3 ноября – з/н 95229, в/р 97020;
    10. 18 ноября – з/н 95230, в/р 97022.

В 2022 году заказчикам было передано 12 самолётов SSJ100:

    1. RA-89154, Red Wings;
    2. RA-89155, Red Wings;
    3. RA-89156, Red Wings;
    4. RA-89157, Red Wings;
    5. RA-89158, Red Wings;
    6. RA-89184, Red Wings;
    7. RA-89185, «Россия»;
    8. RA-89186, «Азимут»;
    9. RA-89187, Red Wings;
    10. RA-89188, «Россия»;
    11. RA-89189, «Азимут»;
    12. RA-89190, Red Wings.

В январе и марте к полётам на рейсах Red Wings приступили четыре «Суперджета», построенные в 2018 году для мексиканской Interjet, но по ряду причин ей тогда так и не переданные. В России они получили регистрационные номера RA-89155, RA-89156, RA-89157 и RA-89158, а также самолёт RA-89184, впервые взлетевший в ноябре 2021 года. Затем в мае на рейсы Red Wings вышел борт RA-89154, построенный в 2017 году для ирландской CityJet, но до неё «не долетевший».

29 декабря гендиректор авиакомпании Red Wings Евгений Солодилин сообщил газете «Известия», что перевозчик получил ещё два «Суперджета». Это борты RA-89187 и RA-89190.

Кроме того в июне Red Wings получила ранее бывший в эксплуатации в «Аэрофлоте», а затем в авиакомпании «Центр-Юг» борт RA-89007 (з/н 95015) выпуска 2011 года. Самолёт с октября 2015 года находился на хранении, сейчас машина базируется в аэропорту Кольцово (Екатеринбург) и выполняет рейсы по маршрутной сети Red Wings.

Самолёты SSJ100 авиакомпании «Азимут» – фотосправка

Авиакомпания «Азимут» получила в 2022 году четыре самолёта SSJ100: два новых и два бывших в эксплуатации. В сентябре в ливрее авиакомпании начал летать борт RA-89189 «Лена», а 29 декабря во Внуково прилетел «Суперджет» – RA-89186 «Архыз». Это самолёты постройки 2022 года.

30 декабря перевозчик получил борт RA-89004 «Индигирка» (з/н 95012). Из цехов КнААЗ он вышел в 2011 году, летал, как и RA-89007, в «Аэрофлоте» и в а/к «Центр-Юг». С 2015 года находился на хранении сначала в Шереметьево, затем в Домодедово.

8 ноября 2022 года в парк «Азимута» поступил реэкспортный «Суперджет», построенный в 2016 году и поставленный тогда же ирландской CityJet. Самолёт имел регистрацию EI-FWD (з/н 95105) и на условиях «мокрого лизинга» был передан авиакомпании Brussels Airlines, где летал с марта 2017-го по декабрь 2018-го. С 21 декабря 2022 года этот самолёт с российской регистрацией RA-89162 базируется в Минеральных Водах и выполняет рейсы на маршрутах «Азимута».

Red Wings модифицировала SSJ100 для увеличения дальности полётов

30 декабря авиакомпании «Россия» были переданы сразу два самолёта: RA-89185 «Бологое» и RA-89188 «Дзержинск». «Суперджеты» выполнили перелёт из Жуковского в аэропорт Пулково и в начале января-2023 приступили к полётам из Санкт-Петербурга.

В редакции журнала «Взлёт» рассказали, что в июне 2022 года в российский реестр гражданских воздушных судов вернулся первый серийный SSJ100LR (з/н 95060), построенный в 2014 году для «ЮТэйр», но после её отказа от закупок «Суперджетов» превращённый в бизнес-версию и эксплуатировавшийся в Казахстане компанией Comlux KZ под регистрацией UP-SJ001. Новым оператором этого бизнес-джета, снова получившего исходный российский регистрационный номер RA-89033, стала авиакомпания «РусДжет».

На 1 января 2023 года парк SSJ100 в российских авиакомпаниях составляет 162 самолёта:

    • «Россия» – 76 машин;
    • «Аэрофлот» – 2 (RA-89027 и RA-89042 фактически не летают);
    • Red Wings – 20;
    • «Азимут» – 18;
    • «Ямал» – 15;
    • «Газпром авиа» – 10;
    • «ИрАэро» – 7;
    • «Северсталь» – 4;
    • «Якутии» – 2 + 3 разукомплектованы и находятся в нелётном состоянии;
    • АСК МЧС России – 2;
    • СЛО «Россия» – 2;
    • «РусДжет» – 1.

Последний построенный на КнААЗ SSJ100 типовой конструкции с заводским (серийным) номером 95230 10 декабря перелетел с аэродрома КнААЗ в Ульяновск на покраску и кастомизацию. Больше самолётов этого типа в базовой конфигурации с франко-российскими двигателями Sam146 и иностранными комплектующими производиться не будет, ему на смену идёт импортозамещённая версия RRJ-95NEW-100 с двигателями ПД-8.

На самолёте SSJ100-95LR одобрена установка сайберлетов

В мае на рыбинском «ОДК-Сатурн» завершились стендовые испытания двигателя ПД-8, лётные в составе летающей лаборатории Ил-76 стартовали в Жуковском 26 декабря. Двигатель получит российскую систему автоматического управления (САУ). С момента подписания технического задания до сборки первого образца САУ ПД-8 прошло полтора года. Начало её серийного производства запланировано на 2023 год после проведения квалификационных работ и получения разрешительных документов. В течение 2022 года САУ отрабатывалась на стендах и проходила стендовые испытания в составе двигателя.

Начало испытаний ПД-8 в составе самолёта SSJ-New запланировано на лето 2023 года, сертификация – на декабрь, сертификация и самолёта, и двигателя будут идти параллельно. Для сертификационных испытаний нового «Суперджета» изготавливается два лётных и один ресурсный самолёт. До конца 2023 года намечено изготовить первые две серийные машины SSJ-New, которые начнут коммерческие перевозки после получения сертификата типа. С 2024 года авиазавод в Комсомольске-на-Амуре должен обеспечить выпуск самолётов Superjet New в количестве 20 машин в год.

Андрей Величко
для сайта «Авиация России»

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (15 оценок, среднее: 4,73 из 5)
Загрузка...