Первый полёт многофункционального истребителя с индексом Су-35 состоялся на аэродроме в Раменском 19 февраля 2008 года. Сегодня - это лицо боевой российской авиации, до 2020 года в войска поступят почти 100 машин. Предлагаем вашему вниманию пять интересных фактов о Су-35 – сверхманёвренном истребителе поколения 4++.
Факт первый. Самолетов Су-35 в истории российской авиации было два
В начале 90-х годов под индексом Су-35 на различных выставках и авиашоу демонстрировался самолёт Су-27М, который представлял собой модернизацию базового Су-27. В этой машине конструкторы ОКБ Сухого впервые попытались переделать перехватчик в многофункциональный истребитель. В силу различных причин технического и политического характера самолёт не получил дальнейшего развития.
В 2005 году, когда была сформулирована концепция современного многофункционального истребителя, вернулись к индексу «35», который присвоили глубоко модернизированному Су-27. Поначалу истребитель обозначался как Су-35БМ большая модернизация, потом название упростили до Су-35 с расчётом на зарубежных покупателей. Заинтересованность ВВС России, проявленная к этой машине, дала толчок к разработке варианта Су-35С - буква «С» по традиции обозначает варианты техники для поставок Минобороны РФ.
Факт второй. Как «тридцать пятый» сравнили с НЛО
В 2013 году на международном аивасалоне в Ле-Бурже Су-35 впервые был представлен публике и специалистам. Акробатические этюды, продемонстрированные сверхманёвренным истребителем, стали гвоздём лётной программы выставки. "Блинчик" - фигура высшего пилотажа, когда самолёт делает разворот в горизонтальной плоскости на 360o в полёте без потери скорости и высоты, заставил буквально замереть весь Ле-Бурже - такие пируэты не способен выполнить ни один другой истребитель, за исключением ещё нескольких российских моделей с УВТ. Пилотировал Су-35 в том демонстрационном полёте Сергей Богдан.
За такое "антигравитационное" шоу зарубежные специалисты сравнили Су-35 с НЛО. Французский инженер Кристиан Куновский рассказывал, что за 22 года его работы в военной авиации он повидал многое, но то, что может делать Су-35 - что-то невероятное. "Это не истребитель, это просто НЛО! Скажу честно, я впервые в жизни плакал от восторга!", - восхищался француз.
Факт третий. В кабине Су-35 нет аналоговых приборов со стрелками
Су-35 - сложнейшая современная машина, управлять которой пилоту помогает бортовая электроника. Кабина по своему оснащению приближена к истребителям пятого поколения. На панели управления нет аналоговых приборов со стрелками и указателями, вместо них установлены два цветных жидкокристаллических монитора, на которых в режиме "картинка-в-картинке" отображается разнообразная информация, необходимая пилоту в конкретный момент времени. Коллиматорный индикатор на лобовом стекле отображает графическую и символьную информацию на фоне неба, значки и символы словно парят в воздухе перед самолётом.
Серьёзно переработана система управления силовой установкой - гидродинамические приводы заменены электрическими. Это позволило не только снизить вес самолёта и увеличить внутреннее пространство, но и ввести в управление параллельный контроль, теперь бортовой компьютер определяет, с какой скоростью Су-35 будет выходить на цель, и в какой момент лётчик может применить оружие. Этот же компьютер помогает пилоту выполнять полёт на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности.
Факт четвёртый. Су-35 поднимает 8 тонн вооружения
На 12 внешних узлах подвески Су-35 может нести 8 тонн различного высокоточного ракетно-бомбового вооружения, одних только ракет "воздух-воздух" может быть целая тонна.
В состав вооружения истребителя входят новинки российской оборонной промышленности - одновременно можно установить пять противорадиолокационных ракет увеличенной дальности типа Х-58УШЭ, три ракеты большой дальности системы «Калибр-А» и одна тяжёлая противокорабельная ракета большой дальности типа «Яхонт».
В зависимости от боевого задания самолёт может поднять до 11 корректируемых авиабомб с телевизионной, спутниковой или лазерной системами наведения.
Несмотря на то, что Су-35 относится к классу тяжёлых истребителей, своё оружие он может применять на сверхзвуковых скоростях, когда число Маха примерно равно 1,5, а высота может достигать 13 700 метров. В тоже время, перспективный американский истребитель пятого поколения F-35 своё вооружение может применять на высоте около 9100 метров и на скорости с числом Маха около 0,9.
Факт пятый. Су-35 может «увидеть» цель за 400 км
На Су-35 устанавливается БРЛС "Ирбис" с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР), которая обеспечивает истребителю возможность обнаруживать цели на расстоянии до 400 км, до 30 воздушных целей сопровождать и одновременно обстреливать 8 из них.
Несмотря на то, что на БРЛС "Ирбис" комплектуется пассивной ФАР, по своим возможностям она соответствует уровню самых современных европейских и американских разработок в этой области, превосходя большинство из них не только с пассивными, но и с активными ФАР.