В прямом эфире «Итогов года» отвечая на вопрос «Будем ли летать и на чём?», Владимир Путин отметил, что некоторые отечественные авиакомпании закупали иностранные самолёты в больших объёмах, что привело к перегрузке российского рынка воздушных судов зарубежной техникой и ограничило возможности отечественной авиаотрасли развиваться.
«Что касается самолётов иностранного производства. Да, действительно, у нас постоянно были споры с нашими компаниями, которые закупали без ограничений, условно без ограничений, тем не менее, слишком много самолётов иностранного производства, аргументируя тоже понятными соображениями – экономичностью двигателя, соблюдением требований по шумам международных организаций. Аргументов много. Но лучше бы всё-таки своевременно озаботились созданием рынка для отечественной техники. Всё время мы об этом говорили, так или иначе что-то сделать удалось в создании этого рынка. Но парк воздушных судов у нас очень перегружен самолётами иностранного производства», – сказал президент.
Владимир Путин уже поднимал тему засилья самолётов Airbus и Boeing на российском рынке гражданской авиации. 19 июля на совещании с членами правительства глава государства упрекнул министра транспорта Виталия Савельева за излишнее доверие к западным авиастроителям в прежние годы.
«Вот вы сказали о причинах роста тарифов, роста стоимости билетов, в том числе связанных с логистикой, с доставкой необходимых запчастей и так далее. А помните, когда вы ещё были руководителем "Аэрофлота", я вас уговаривал заказывать как можно больше отечественных судов, мы с вами даже, условно, ругались на этот счёт – вы мне говорили, что западные партнёры надёжные, всё так хорошо, и они хорошие», – напомнил Владимир Путин главе Минтранса, который в 2009-2020 годах работал генеральным директором «Аэрофлота».
Завершено импортозамещение свечей зажигания для двигателей SaM146
«Но теперь наши производители авиационной техники, конечно, в одночасье не могут расширить свои производственные возможности, это потребует определённого времени даже несмотря на то, что заказ появился, увеличился», – констатировал глава государства.
Он отметил, что российские авиакомпании поступили правильно, когда не стали отвечать на «всякие неправомерные действия со стороны лизинговых компаний». Самолёты выкупаются, становятся собственностью отечественных перевозчиков.
«Но надо развивать собственное самолётостроение. Надеюсь, что все планы, которые мы имеем в виду, а мы планируем произвести свыше тысячи самолётов к 2030 году, это МС-21, это переоборудование имеющихся воздушных судов нашими отечественными двигателями, нужно выйти на производство следующего двигателя, более мощного, ПД-35 с мощной тягой, – это даст возможность нам увеличить количество дальнемагистральных самолётов, в том числе Ил-96-400. Повторю ещё раз, надеюсь, что все эти планы будут реализованы», – сказал Владимир Путин.
В 2023 году в России не было выпущено ни одного пассажирского самолёта. Причины этого разные. У МС-21 и SJ-100 идёт импортозамещение, продолжаются испытания уже готовых агрегатов, некоторые, прошедшие сертификацию, устанавливаются на строящиеся ВС. В цехах авиазаводов в Иркутске и Комсомольске-на-Амуре есть задел, который ждёт сертификации российских комплектующих, чтобы можно было завершить изготовление воздушных судов и начать передавать их в эксплуатацию авиакомпаниям. Срок завершения сертификационных работ по обоим типам – конец 2024 года.
Александр Иноземцев рассказал о сроках начала испытаний двигателя ПД-35
Казанский авиазавод в текущем году должен был построить три среднемагистральных самолёта Ту-214. Однако предприятие не располагает для этого объёма необходимыми производственными мощностями. На территории КАЗ идёт возведение новых корпусов, где будут выпускать агрегаты и комплектующие, а также осуществлять поточную бесстапельную сборку этих лайнеров. Кроме того, 13% комплектующих требует импортозамещения, в том числе некоторые системы БРЭО. В 2024 году продолжится строительство трёх Ту-214. С 2025 года завод должен выйти на 10 самолётов ежегодно, а с 2027-го – на 20 бортов в год.
Выпуск турбовинтовых Ил-114-300 сдвинут на два года. Причины были названы осенью 2023 года – это обстоятельства непреодолимой силы, которые препятствовали ПАО «Ил» исполнить в срок свои обязательства по контракту на поставку трёх самолётов Ил-114-300. В этой связи поставки воздушных судов перенесены на 2026 год.
В Минтрансе пояснили, что в связи с катастрофой опытного самолёта Ил-112В, ПАО «Ил» не имеет возможности проводить мероприятия по сертификации Ил-114-300. Остановка лётных испытаний и сертификационных работ составляет около двух лет, что оказывает прямое влияние на возможность продолжения опытно-конструкторских работ, изготовление самолётов и их поставку в срок, предусмотренный контрактом.
Перспективы широкофюзеляжного Ил-96-400М туманны. 16 апреля 2021 года газета «Ведомости»
Можно предположить, что Минпромторг не готов определиться с необходимым количеством самолётов этого типа и вообще с дальнейшим будущим Ил-96-400М. Причина может быть в ожидании двигателя ПД-35, которым можно было бы заменить двигатели ПС-90А1, либо с расчётом на китайский С929, для которого Россия планирует поставлять и силовую установку, и композитное крыло.
Кроме того, ВАСО также, как и КАЗ, не может быстро нарастить строительство широкофюзеляжных лайнеров, причины те же, что и у Ту-214: недостаточная мощность производства. В течение года информации о строительстве на ВАСО новых самолётов Ил-96-400М не появлялось. При этом в декабре 2023 года первый полёт выполнил опытный модернизированный самолёт.
Самолёты ЛМС-901 «Байкал» и ТВРС-44 «Ладога» Уральского завода гражданской авиации находятся в процессе разработки, испытаний и подготовки серийного производства. Их появление ожидается после 2025-2026 годов.
2025 год – сертификация ЛМС-901 «Байкал» и начало серийного производства на заводе в ДФО
«Байкал» требует импортозамещения двигателя. Для этого лёгкого многоцелевого самолёта УЗГА разрабатывает турбовинтовой двигатель ВК-800СМ. До конца 2023 года он должен поступить на лётные испытания в составе летающей лаборатории Як-40ЛЛ в СибНИА, а на третий квартал 2024 года запланирован первый полёт самолёта с двигателем ВК-800СМ. Завершение сертификации ЛМС-901 намечено на конец 2025 года.
ТВРС-44 «Ладога» может появиться не ранее 2026 года. Уральский завод гражданской авиации объясняет это тем, что выполнить весь объём испытаний в установленные сроки, используя только два лётных опытных образца, не представляется возможным. Сейчас в постройке находится первый опытный самолёт.