Что построит ОАК в ближайшие восемь лет

Фото: © ОАК

Одна из основных задач, которая стоит сейчас перед российской гражданской авиацией – обеспечить внутренние авиаперевозки, в которых востребованы прежде всего средне- и ближнемагистральные самолёты. В период до 2030 года их доля составит 85,5% всех прогнозируемых поставок гражданской техники по линии ОАК.

Комплексная программа развития авиатранспортной отрасли РФ до 2030 года (11 марта 2023 года документ был скорректирован) предусматривает поставку заказчикам 564 самолётов пяти типов. Свыше 70% из них – воздушные суда нового поколения SJ-100 и МС-21-310. Самолёты Ил-114-300, Ту-214 и Ил-96 – это ранее разработанные самолёты, которые в разной степени прошли модернизацию.

Поставки в такой структуре и в таких объёмах позволяют удовлетворить потребности во внутренних перевозках даже при самом неблагоприятном развитии ситуации с поддержанием лётной годности иностранных самолётов, имеющихся в парках отечественных авиакомпаний. Если же эксплуатация их значительной части будет продолжена, а по результатам 2022 года для этого есть все основания, то будут успешно решены задачи наращивания авиационных перевозок и повышения аэромобильности населения страны.

Импортозамещение в России основано на собственном научно-техническом потенциале, а не на копировании существующих зарубежных решений. Это – важное преимущество нашей страны. Вопрос не в том, способны ли российские предприятия разрабатывать и выпускать компоненты для авиатехники. Проблема – в быстрой организации масштабной многоуровневой кооперации. Отсутствие даже одного прибора или узла могут обесценить усилия сотен предприятий.

Объединённая авиастроительная корпорация выпускает или завершает разработку пяти типов гражданских самолётов:

Источник: ПАО «ОАК». Прим. «Авиация России»: максимальный взлётный вес в соответствии с сертификатом типа МС-21-300/-310 составляет 79250 кг.

Гражданская линейка ОАК по своим возможностям обеспечивает все потребности авиакомпаний в сегменте региональных и магистральных перевозок: от рейсов в пределах одного региона до дальнемагистральных полётов. Учитывая принципиально новую политическую ситуацию, Правительство России в 2022 году оперативно пересмотрело планы развития авиаотрасли.

Прим.: в комплексной программе развития указан самолёт Ил-96-300, однако для коммерческой эксплуатации ВАСО будет выпускать Ил-96-400М

Ил-114-300
Региональный пассажирский турбовинтовой самолёт Ил-114-300 является глубокой модернизацией Ил-114. Машина изначально создавалась специально для отечественных местных авиалиний, в том числе для использования в регионах со слабой аэродромной инфраструктурой и в сложных климатических условиях – труднодоступных районах Севера, Дальнего Востока и Сибири.

Решение о запуске программы модернизации и возобновлении серийного производства самолёта Ил-114-300 было принято по итогам совещания по вопросам развития авиастроения, состоявшимся 18 мая 2016 года.

Фото © «Авиация России»

От базовой машины Ил-114-300 отличается рядом новшеств. На самолёте установлен современный пилотажно-навигационный комплекс для полётов в сложных метеоусловиях. Новые двигатели с цифровым управлением имеют увеличенную мощность.

Технические характеристики воздушного судна позволят эксплуатировать его при слабой аэродромной инфраструктуре, в том числе с коротких, а также грунтовых взлётно-посадочных полос. Ил-114-300 имеет встроенный трап для входа и выхода пассажиров. Обеспечен быстрый и лёгкий доступ ко всем элементам конструкции и агрегатам, необходимость подхода к которым предусматривается программой технического обслуживания.

Конструкция и характеристики самолёта позволяют создавать на его базе воздушные суда различных модификаций: транспортный, грузопассажирский, санитарный, полярный и ряд других. Окончательная сборка самолётов ведётся на Луховицком авиационном заводе им. П. А. Воронина. Программа находится на стадии завершения сертификационных испытаний и развёртывания серийного производства. Некоторая задержка в графике программы Ил-114-300 связана с необходимостью доработки двигателей ТВ7-117СТ-01.

Начало поставок запланировано на 2024 год. В приобретении новых региональных самолётов, которые заменят Ан-24 и Ан-26, заинтересован ряд российских авиакомпаний, в том числе дальневосточная «Аврора». Объём поставок до 2030 года составит 70 самолётов с максимальным темпом 12 машин в год.

SJ-100
Ближнемагистральный пассажирский самолёт SJ-100 – это модификация SSJ100 в иностранном облике, который серийно выпускается с 2011 года.

Свыше 150 «Суперджетов» эксплуатируется в парках девяти российских авиакомпаний, а также у ряда государственных заказчиков. Гармоничное сочетание дальности, вместимости и комфорта позволило нарастить прямые перевозки между городами России в обход московского авиаузла. Доля таких авиарейсов в 2023 году достигла 50%.

После введения западных санкций именно «Суперджеты» позволили поддержать международные перевозки. По результатам 2022 года большинство крупных эксплуатантов самолёта улучшили свои экономические показатели. Например, чистая прибыль авиакомпании «Азимут» возросла в 6 раз, по сравнению с 2021 годом.

Фото: © «Авиация России»

SJ-100 получит новые двигатели ПД-8, сертификационные испытания которых планируется завершить в сентябре 2023 года. Всего импортозамещению подлежат более 40 систем самолёта. Параллельно с внедрением отечественных агрегатов и комплектующих реализуется комплекс мероприятий по модернизации конструкции планера, направленных на повышение эксплуатационных и технологических характеристик самолёта. В статических испытаниях обновленного планера задействованы ведущие авиационные научные центры России – ЦАГИ и СибНИА.

По результатам наземных и лётных испытаний будет получено главное изменение к действующему сертификату, что позволит начать эксплуатацию SJ-100 в конце 2023 – начале 2024 года.

Сборку самолётов ведет Производственный центр «Яковлев» в Комсомольске-на-Амуре, в число поставщиков элементов планера входят ряд предприятий ОАК. До 2030 года планируется поставить 142 самолёта с максимальным темпом 20 машин в год.

МС-21-310
МС-21 задуман как перспективное семейство среднемагистральных лайнеров, которые возьмут на себя основную долю авиационных перевозок в России. Модификация МС-21-310 – это импортозамещённый вариант самолёта МС-21-300, который был сертифицирован в конце 2021 года. Дальность полёта и вместимость лайнера позволяют летать по наиболее востребованным маршрутам российских авиакомпаний, включая, например, перелёты Москва – Иркутск.

По техническому уровню систем МС-21-310 не уступает, а по некоторым позициям превосходит трио ABC. В качестве примера можно привести активную боковую ручку управления самолётом. Тип В737 не может использовать это новшество в силу конструктивных особенностей кабины пилотов. Airbas не применяет эту технологию даже в своих последних модификациях А320/321, COMAC использует средства управления самолётом аналогичные Airbus. Что касается планера, то МС-21 – это существенный шаг вперед по сравнению с ABC.

В конструкции крыла МС-21 используются композитные крупногабаритные интегральные силовые элементы: лонжероны и панели со стрингерами, что существенно улучшило аэродинамику самолёта. Самая большая в своем классе ширина фюзеляжа обеспечивает пассажирам расширение личного пространства и увеличение свободы передвижения – возможен проход мимо тележки обслуживания.

Программа МС-21 первая среди российских авиационных проектов подверглась воздействию западных санкций. В 2018 году зарубежные компании отказались поставлять сырье для композитных конструкций, что потребовало заменить их российскими аналогами. Проблема была успешно решена в короткие сроки, и в конце 2022 года Росавиация одобрила главные изменения в типовую конструкцию самолёта МС-21, связанные с установкой крыла из композиционных материалов отечественного производства и российского двигателя ПД-14.

Фото: © ОАК

К концу 2024 года работы по импортозамещению остальных систем и агрегатов по 60 позициям будут завершены. К 2029 году Иркутский авиационный завод (филиал компании «Яковлев») должен выйти на производство 72 самолётов в год.

Из всех разработанных в России самолетов МС-21 имеет самый большой потенциал развития. Как заявил вице-премьер - глава Минпромторга РФ Денис Мантуров, ведётся проработка различных вариантов развития семейства МС-21, включая самолёт на 220-250 пассажиров.

Ту-214
Среднемагистральный лайнер Ту-214, поднявшийся в небо в 1996 году, имеет свою нишу в перспективном авиапарке российских компаний. Производство самолёта не прерывалось, хотя и велось невысокими темпами в интересах государственных заказчиков. Часть из ранее выпущенных 34-х машин Ту-214 может быть возращено в эксплуатацию в пассажирском варианте.

Достоинство Ту-214 в том, что лайнер оптимизирован для полётов на увеличенную, по сравнению с более лёгким МС-21, дальность. В настоящее время ОАК сосредоточена на технологической модернизации Казанского авиационного завода, что позволит к 2025 году выйти на выпуск ежегодно 10 Ту-214.

Ту-214 авиакомпании «Трансаэро» в аэропорту Домодедово, апрель 2015 г. Фото © «Авиация России»

Как заявил генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь, есть перспективы у грузовой версии самолёта. Российские авиакомпании эксплуатировали в недавнем прошлом более 40 грузовых самолётов, созданных на базе реактивных пассажирских лайнеров, в том числе трёх Ту-204С. Минимум половину из действующего грузового парка способен заменить Ту-214, созданный на безе Ту-204.

Ил-96-400М
Дальнемагистральные лайнеры семейства Ил-96 строит Филиал ПАО «Ил» – ВАСО. Их выпуск стартовал в 1990 году и вёлся низкими темпами в интересах, в основном, государственных заказчиков. Коммерческую эксплуатацию Ил-96-300 после 2014 года вела только авиакомпания Cubana.

Помимо базовых вариантов самолёта, ВАСО ведёт производство увеличенной пассажирской модификации Ил-96-400М, отличающейся большими размерами и вместимостью. Ранее в Воронеже были построены грузовые самолёты Ил-96-400Т, которые могут заменить в парке некоторых российских компаний грузовые машины западного производства. Комплексная программа предполагает постройку до 2030 года 12 самолётов Ил-96.

Фото: © Guillaume Fevrier / airplane.net

Относительно низкие темпы выпуска машин связаны с рядом факторов. В их числе – снижение более чем в три раза международных авиаперевозок в 2022 году по сравнению с 2019 годом на фоне достаточного парка западных широкофюзеляжных самолётов у российских авиакомпаний.

В долгосрочной перспективе направление развития отечественных дальнемагистральных широкофюзеляжных самолётов будет определяться прогрессом в разработке систем для них, а также уровнем взаимодействия с дружественными зарубежными партнёрами. Технический и технологический задел для такого развития уже формируется. Идёт разработка двигателей большой тяги ПД-35, проходит испытания прототип композитного кессона крыла будущей широкофюзеляжной машины.

По материалам ПАО «ОАК»

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (27 оценок, среднее: 4,67 из 5)
Загрузка...