Вертолётная отрасль России в 2017 году

Крупнейшая в Европе Международная выставка вертолётной индустрии HeliRussia ежегодно демонстрирует веяния и тенденции современного вертолётостроения. В этом году мероприятие пройдет с 24 по 26 мая в Москве, в МВЦ «Крокус Экспо».


Российский рынок сохраняет высокую привлекательность для международного бизнеса, несмотря на неприемлемую риторику в отношении России со стороны отдельных государств. На HeliRussia 2018 представлены участники из 19 стран: Австралия, Беларусь, Бельгия, Великобритания, Германия, Испания, Италия, Иран, Корея, Литва, Ливия, Мальта, Россия, США, Франция, Финляндия, Чехия, Польша и ЮАР.

Как всегда, на HeliRussia будут подведены итоги прошедшего года, представлены новые разработки и текущие направления развития отрасли. Обозначим некоторые из них.

Прошедший 2017 год показал, что российская вертолётостроительная отрасль способна справляться как с глобальными, так и с локальными вызовами. В качестве негативных факторов, влияющих на поставки вертолётов, можно выделить продолжающиеся кризисные явления в нефтегазовой отрасли и снижение гособоронзаказа. С другой стороны, положительно на вертолётную отрасль повлияла программа развития санитарной авиации в России, на которую с 2017 года ежегодно выделяется сумма свыше трёх миллиардов рублей – всего в 2017 году по этой программе было поставлено 29 вертолётов типа «Ансат» и Ми-8/17.

В общей сложности заводы холдинга «Вертолёты России» поставили 214 вертолётов по итогам 2017 года, что на 25 машин больше, чем в 2016 году. Российское вертолётостроение, с 2009 по 2013 год включительно, показывало рост производства вертолётов, а с 2014 по 2016 наблюдалось его снижение.

Существенное увеличение поставок в 2017 году и сформированный портфель заказов на 2018 год позволяет сделать вывод о выходе из кризиса российского вертолётостроения. Этот вывод подтверждается ростом численного состава парка вертолётов в реестре гражданской авиации РФ. По открытым данным Росавиации, на 1 января 2018 года парк вертолётов вырос на 29 единиц относительно предшествующего года. Тогда как по данным на 1 января 2017 года парк сократился на 12 машин относительно данных 2016 года. Это было первое и единственное сокращение за последние 9 лет.

Позитивные явления коснулись и поставок вертолётов зарубежного производства: суммарные поставки в Россию вертолётов зарубежного производства в 2017 году увеличились на 15 машин относительно предшествующего периода.

Среди вертолётов зарубежного производства наиболее востребованными в России являются вертолёты производства Robinson Helicopter Company - американской компании, являющейся крупнейшим мировым производителем гражданских вертолётов. По состоянию на январь 2017 года компанией со дня своего основания (1973 год) было выпущено 12000 вертолётов.

На сегодняшний день серийно производятся три модели: двухместный R22, четырёхместный R44, пятиместный R66 с двигателем Rolls-Royce RR300, который начал производится с 2010 года. Наибольшее распространение в России, среди перечисленных моделей, имеют вертолёты R44, которых, согласно открытым данным Росавиации на 1 января 2018 года, зарегистрировано 340 единиц. R66 в реестре значится 108 штук и R22 – 6.

Ежегодно вертолёты Robinson занимают не менее 50% от всех поставок вертолётов зарубежного производства в Россию (исключение составляет 2015 год). Так, в парке Российской Федерации на 1 января 2018 года вертолёты этого производителя составляют 55,2% от общего числа вертолётов зарубежного производства. В 2017 году было ввезено 23 вертолёта этого производителя (против 15-ти в 2016 году), из которых 15 единиц составили вертолёты R66 и 8 – R44. Среди ввезённых вертолётов преобладают новые, поставленные с завода-производителя.

Среди вертолётов среднего класса неизменным лидером по поставкам в Россию остается Airbus Helicopters. Его поставки вертолётов в 2017 году увеличились на 2 машины. Значительный рост поставок в 2017 году – на 6 единиц техники у Leonardo Helicopters объясняется поставками в счёт выполнения контракта с компанией «Роснефть».

В настоящее время реестр воздушных судов ГА РФ состоит на 69% из вертолётов российского производства и 31% занимают вертолёты зарубежных производителей.

Уменьшилось количество авиационных происшествий в сравнении с 2016 годом. По данным «АОПА-Россия» (Межрегиональная общественная организация пилотов и граждан-владельцев воздушных судов), в 2017 году с вертолётами в Российской Федерации произошло 16 авиационных происшествий, из них 7 катастроф в которых погибло 16 человек. В 2017 году было списано с эксплуатации в связи с авиационными происшествиями 12 вертолётов, из них 9 иностранного производства. В 2016 году было 23 авиационных происшествия с 10 катастрофами, в которых погибло 39 человек, списано 23 вертолёта, из которых 19 машин зарубежных производителей. Здесь стоит сделать ремарку, что корректно измерять уровень безопасности полётов мы не можем — необходимо учитывать отношение аварийности к налёту, а Росавиация не ведёт статистику по количеству полётов АОН.

Рост производства российских вертолётов, а также увеличение ввоза зарубежной техники позволяют сделать вывод, что рынок вертолётной индустрии вошёл в фазу оживления. И это найдёт отражение в экспозиции HeliRussia 2018 – предстоящая выставка будет богата на премьеры как никогда прежде.

Обзор подготовлен по материалам Ассоциации вертолётной индустрии России

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...