Cy-35C

Почему Су-35С называют самым опасным истребителем в мире

Су-35С – многофункциональный истребитель поколения 4++. Он представляет собой «начинку», в которой использованы разработки для российского самолёта 5-го поколения ПАК ФА Т-50, заключенную в «оболочку» Су-27, лучшего в мире истребителя 4-го поколения.

Су-35С – это компромисс между прошлым и будущим отечественной авиапромышленности. Подобный подход позволил добиться главного: обладая всеми качествами истребителя 5-го поколения кроме «невидимости» для радаров, Су-35С сохранил стоимость на уровне машин 4-го поколения. Всё это обещает немалый коммерческий успех проекту, доказательством чему служит контракт на продажу 24 машин Китаю на сумму около 2 млрд долларов.

Но дело не только в экономическом эффекте и экспортном потенциале нового самолёта.

Журналисты немецкого издания Stern назвали Су-35С самым опасным истребителем в мире.

Если это и преувеличение, то не сильное. По своим боевым возможностям Су-35С имеет мало соперников в мире. А точнее, только одного – американский истребитель завоевания превосходства в воздухе F-22 Raptor, гораздо более дорогой самолёт. Да и с ним сравнение не так уж безнадёжно, а для доказательства, предлагаем совершить небольшую экскурсию по Су-35С и познакомимся с его сильными сторонами.

Как отличить Су-35С от Су-27

Внешне отличить Су-35С от Су-27, на основе которого он сделан, просто лишь на земле.
Внешне отличить Су-35С от Су-27, на основе которого он сделан, просто лишь на земле.

У Су-35 нет выдвижного тормозного щитка за кабиной и чуть уменьшена площадь вертикального оперения, но «невооруженным» глазом этого не разглядишь. А вот два колеса на передней стойке шасси Су-35С вместо одного у Су-27 увидит каждый. Это небольшое отличие говорит о том, что Су-35 имеет большую максимальную взлётную массу – 38 800 кг против 33 000 кг у Су-27. Усиленная конструкция позволила увеличить ресурс планера до 6000 ч, а главное — взять на борт большую нагрузку.

Многофункциональный

В баки Су-35С можно залить на 20% больше горючего, чем в Су-27: 11 500 кг против 9400 кг. При этом Су-35С может нести всё те же 8000 кг вооружения. Это больше, чем мог поднять тяжёлый бомбардировщик времён Второй мировой войны. К примеру, максимальная боевая нагрузка «Летающей крепости» B-17 составляла 7900 кг, в реальности же он редко брал на борт больше 2300 кг бомб. Причём Су-35С может брать на борт не только ракеты «воздух – воздух», но и вооружение широчайшего диапазона для работы по наземным и морским целям, от «умных» бомб до противокорабельной крылатой ракеты «Яхонт».

Вооружение Су-35С

Двойная мощность

Не утратить манёвренность и скорость потяжелевшему истребителю позволили два модернизированных двигателя АЛ-41Ф1С. Благодаря применению технологий, разрабатываемых для двигателей истребителя 5-го поколения, их максимальная тяга увеличилась на 16% – до 14 500 кгс против 12 500 кгс у АЛ-31Ф для Су-27, а ресурс возрос в четыре раза – до 4000 ч против 1000 ч.

Благодаря этим двигателям тяговооруженность (отношение тяги к нормальной взлетной массе самолёта) Су-35 повысилась до 1,1. Для сравнения: у новейшего американского истребителя 5-го поколения F-35 этот параметр не превышает 0,81, а у F-22 он равен 1,09.

Стремительный взлёт благодаря двум двигателям АЛ-41Ф1С
Фото (с) Марины Лысцевой

По максимальной скорости (2500 км/ч) Су-35С превосходит любой западный боевой самолёт. По этому показателю он уступает лишь «соотечественнику» МиГ-31. Кроме того, новый двигатель позволяет Су-35С без включения форсажа совершать крейсерский полёт на сверхзвуковой скорости, что является одним из важнейших качеств истребителя 5-го поколения.

И ещё один огромный плюс: двигатели Су-35С оснащены системой управления вектором тяги. До сих пор в мире стояли на вооружении только четыре таких самолёта: Миг-29К/КУБ, Су-30СМ, F-22 и F-35, а также перспективный МиГ-35, который только ещё будет поступать на вооружение в ВКС России.

Самое главное

Но все эти детали, при всей их эффектности, имеют второстепенное значение. Главное же отличие заключается в том, что Су-27 – это только истребитель, а Су-35С – многофункциональный боевой самолёт, способный не только воевать с воздушным противником, но и поражать цели на земле.

(с) Михаила Полякова, Russianplanes.net
Фото (с) Михаила Полякова, Russianplanes.net

Су-35С может брать на борт не только ракеты «воздух – воздух», но и вооружение широчайшего диапазона для работы по наземным и морским целям

Разумеется, подобная модификация в семействе самолётов Су-27 уже есть – это Су-30СМ. Но экипаж Су-30СМ состоит из двух человек, потому что до последнего времени один лётчик был не в состоянии одновременно пилотировать самолёт и управлять высокоточным вооружением. Система управления Су-35С позволяет это делать. А ведь одноместная кабина вместо двухместной – это экономия в 1,5 т.

Единое целое

Уменьшение экипажа Су-35С до одного человека в сравнении с Су-30СМ достигнуто благодаря высочайшей степени автоматизации этого самолёта. Летчик Су-35С на самом деле не управляет самолётом, а с помощью органов управления в кабине информирует о своих намерениях систему управления, которая уже сама решает, как наиболее оптимальным образом реализовать приказ пилота с помощью перемещения аэродинамических управляющих поверхностей и поворотных сопел двигателей.

Кабина пилота - элементы управления и контроль систем самолёта

В принципе комплексная цифровая система управления Су-35С позволяет вести самолёт вообще без участия лётчика. Он лишь выбирает режим и принимает решение на применение оружия. Всё остальное система управления делает сама: ведёт самолёт по заданному маршруту, решает, какой манёвр надо применить в бою, и т.д.

Не отрывая глаз и рук

Значительно облегчает работу пилота и реализация принципа HOTAS (Hands On Throttle-And-Stick – руки на секторе газа и ручке управления): возможность управления всеми системами не отрывая рук от органов управления. РУС (ручка управления самолётом) и РУД (ручка управления двигателем) Су-35С оснащены таким количеством кнопок, гашеток, тумблеров и многопозиционных переключателей, какое не найдешь и на игровом джойстике. Что, впрочем, не удивительно: самолёт – не игрушка.

Джойстик (HOTAS) вместо традиционного штурвала
Джойстик (HOTAS) вместо традиционного штурвала

Восприятие информации облегчает реализация принципа так называемой стеклянной кабины, когда все необходимые параметры выводятся на два больших дисплея с диагональю 15 дюймов и разрешением 1400х1050 точек. На Су-35 вообще нет стрелочных индикаторов. Даже резервные приборы цифровые и расположены на отдельном дисплее с независимым питанием. А самая важная информация демонстрируется на прозрачный дисплей на фоне остекления кабины.

Всевидящее око

Если продолжить разговор об электронной начинке, то одно из самых эффективных новшеств Су-35С – радар с фазированной антенной решеткой «Ирбис-Э». Это самый мощный в мире радар для истребителя. Его пиковая мощность достигает 20 000 Вт (у F-22 – около 16 500 Вт). Противника 4-го поколения он обнаруживает на беспрецедентной дальности в 400 км. А «невидимку» 5-го поколения с ЭОП (эффективной отражающей поверхностью) 0,01 м2 разглядит на расстоянии 90 км.

РЛС "Ирбис" с ФАР
РЛС Су-35С "Ирбис-Э" с ФАР.
Радар позволяет сопровождать одновременно 30 воздушных целей и обстреливать восемь из них.

Соперники

Умозрительные сравнения последствий боевого столкновения самолётов всегда носят спекулятивный характер, однако никто не может помешать порассуждать на эту тему. В сравнении с аналогами поколения 4+ вроде французского Rafale или новейших модификаций американских F-15, F-16 и F-18 превосходство Су-35С по большинству «паспортных» данных неоспоримо. Поэтому западные эксперты в первую очередь сравнивают возможности Су-35С с F-35 - новейшим истребителем 5-го поколения, разработанным США в качестве более дешёвой альтернативы F-22. Эксперты отмечают, в частности, что по дальности полёта Су-35С превосходит F-35 более чем на 1000 км (3600 против 2520 км).

Наконец, никто в мире не может сравниться с Су-35С по манёвренности. Разумеется, у F-35 есть такой козырь, как технология Stealth, однако мощный радар Cу-35С вполне может это преимущество нивелировать.

rtyukjry4678
Су-35С может нести 12 ракет воздушного боя против 10 у F-35.

Максимальная скорость Су-35С более чем в полтора раза больше (2500 против 1700 км/ч), а это значит, что F-35 не может при неблагоприятных условиях уклониться от боя с Cу-35С, а Су-35С может выйти из схватки в любой момент.

Впрочем, истина состоит в том, что исход современного воздушного боя зависит не столько от тактико-технических характеристик самолёта, сколько от умения этот бой организовать, и в этом умении подавляющее превосходство вооруженных сил западных стран неоспоримо. И всё же некоторые специалисты делают вывод, что при прочих равных условиях появление Су-35С может превратить новейший F-35 в оружие, годное лишь для борьбы с ВВС стран третьего мира. Если, конечно, последние не закупят Су-35С. Немаловажный фактор и стоимость: Су-35С оценивается в 45 млн долларов США, а цена F-35 – около 122 млн.

Сверхманёвренность

Сверхманёвренность – фирменный «конёк» истребителей семейства Су-27. На дебютном для этого самолёта показе на Западе, на авиасалоне в Ле-Бурже в 1989 году, лётчик-испытатель Виктор Пугачёв поразил публику и специалистов своей «коброй». Су-35С в Ле-Бурже-2013 преподнес очередную сенсацию. Этот маневр журналисты прозвали «блинчиком»: самолёт, не теряя высоты и скорости, совершал разворот в горизонтальной плоскости на 360 градусов. Один из иностранных специалистов заявил, что так летать может только НЛО.

И все же среди экспертов не утихают споры по поводу того, нужна ли сверхманёвренность, если её преимущества можно реализовать только в ближнем воздушном бою. Лётчик-испытатель Сергей Богдан, впервые поднявший в небо Су-35С 19 февраля 2008 года, сравнивает сверхманёвренность с холодным оружием у спецназовца: боец берёт с собой автомат, пистолет, гранаты, но не забывает захватить и нож, поскольку в ходе выполнения задачи всегда может возникнуть ситуация, когда это оружие спасёт ему жизнь. Ни по дальности действия радара, ни по дальнобойности своих ракет дальнего и среднего радиуса действия Су-35С не уступает ни одному истребителю в мире. Ну а если дело дойдет до «рукопашной» ближнего боя, то у его противника будет мало шансов уцелеть.


Су-35С - чакра Фролова на МАКС-2015


Источник: Леонид Ситник, сайт ВТБ (http://vtbrussia.ru/tech/kratkiy-putevoditel-po-su-35/)

Рейтинг статьи:   +1+2+3+4+5 (оценок - 5, средняя - 5,00)
Загрузка...


ДРУГИЕ СТАТЬИ НА САЙТЕ

НОВОСТИ НАШИХ ПАРТНЁРОВ
Loading...