И-220 (МиГ-11, А) — истребитель с двигателем АМ-39А

10 марта 1942 г. ВВС утвердили эскизный проект истребителя МиГ-11 с мотором АМ-37 и рекомендовали включить его в план опытного самолётостроения на 1942 г. В связи с тем, что работы по двигателю АМ-37 были прекращены, на самолёт решили установить новый мотор АМ-39.

Макет МиГ-11 был рассмотрен и утверждён 27 июня 1942 г., а в производстве началось изготовление трёх экземпляров (двух лётных и одного для статиспытаний). Из-за отсутствия двигателя АМ-39 на самолёт И-220 было разрешено первоначально установить мотор АМ-38Ф для проведения первого этапа испытаний и получения предварительных результатов с последующей заменой на АМ-39.

Истребитель И-220 предназначался для ведения активного воздушного боя на всех высотах. В целях получения максимальной горизонтальной скорости все радиаторы были убраны в крыло. Забор воздуха осуществлялся с передней кромки центроплана, а выход – в нижней части центроплана.

Лётчик-испытатель Александр Иванович Жуков

Самолёт имел шасси с рычажной подвеской колёс и впервые в отечественной авиации на нём были установлены мягкие топливные баки. Винт АВ-5Л-126А диаметром 3,2 м. Вооружение состояло из двух синхронных 20 мм пушек ШВАК (боезапас по 150 патронов). В дальнейшем, на основании решения макетной комиссии, в перегрузку установили ещё две пушки ШВАК (общий боезапас 400 патронов – по 100 на пушку).

Первый опытный экземпляр И-220 (№01) был построен в сентябре 1942 г. На нём, из-за задержки с поставкой АМ-38Ф, первоначально был установлен мотор АМ-38.

Первый полёт самолёт совершил 26 декабря 1942 г. Его пилотировал лётчик-испытатель Александр Жуков.

8 января 1943 г. на самолёт установили двигатель АМ-38Ф. Летом были получены первые опытные моторы АМ-39. Двигатель АМ-39 потребовал установки на И-220 водорадиатора дополнительного контура для охлаждения воздуха, поступающего из нагнетателя в цилиндры мотора. В июле начались заводские испытания И-220 №01 с АМ-39, на которых самолёт достиг скорости 697 км/ч на высоте 7800 м. Однако 21 августа испытания прервались, так как самолёт потерпел аварию. При заходе на посадку не вышла левая стойка шасси и лётчику-испытателю Жукову, после нескольких безуспешных попыток её выпустить, пришлось сажать машину на одно колесо. Посадка была выполнена мастерски, самолёт получил минимальные повреждения, после чего его отправили в ремонт.

Между тем был построен второй экземпляр И-220 (№02), первоначально также с мотором АМ-38Ф. Заводские испытания И-220 №02 с АМ-38Ф завершились 2 октября 1943 г. после вынужденной посадки самолёта, в результате которой он потерпел аварию и был отправлен в ремонт. После ремонта И-220 №02 передали в НИИ ВВС на госиспытания, которые проходили с 23 октября 1943 г. по 2 января 1944 г. и завершились с хорошими результатами.

Максимальная скорость самолёта с мотором АМ-38Ф составила 652 км/ч на высоте 2600 м. По отзывам лётчиков-испытателей самолёт И-220 был прост в пилотировании, обладал высокими лётными характеристиками и мощным вооружением (на самолёте стояли 4 пушки ШВАК). В акте по испытаниям было отмечено, что даже с двигателем АМ-38Ф лётные данные И-220 до высоты 3500 м выше лётных данных всех опытных самолётов, прошедших госиспытания в НИИ ВВС. Установка мотора АМ-39 ещё больше расширяла возможности самолёта.

После ремонта и установки на И-220 №01 серийного мотора АМ-39 начались дополнительные заводские испытания, которые проводил лётчик-испытатель Алексей Якимов. В испытаниях самолёт достиг максимальной скорости 695 км/ч на высоте 7500 м. Государственные испытания проходили в НИИ ВВС с 14 по 24 июля 1944 г. Максимальная скорость И-220 с мотором АМ-39, полученная на госиспытаниях, составила 668 км/ч на высоте 6800 м. 26 сентября испытания И-220 №01 были прекращены из-за не поставки мотора АМ-39 взамен выбывшего из строя.

На самолёт И-220 №02 в начале 1944 г. был установлен мотор АМ-42Б с турбокомпрессором ТК-300Б, тем самым он превратился в первый экземпляр самолёта И-225.

Валерий Агеев
для сайта «Авиация России»


Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...