25 февраля 1986 года впервые в мире была произведена посадка тяжёлого самолёта Ил-76ТД на снежно-ледовую ВПП в Антарктиде. Первый полёт Ил-76ТД проходил по маршруту Москва – Ленинград – Ларнака – Джибути – Мапуту – Молодежная – Новолазаревская и обратно.
Перед полётом, на пресс-конференции для журналистов в Арктическом и антарктическом научно-исследовательском институте, его директор Б.А. Крутских сказал: «В восьмидесятом году мы радовались Ил-18Д, который начал регулярные полёты в Антарктиду. Сейчас настал черед Ил-76ТД. Без мощных тяжёлых самолётов, способных обеспечивать грузами действующие станции, в том числе и «Восток», изучение Антарктиды будет идти медленно. Этот рейс открывает перед нами новые перспективы, и мы на него возлагаем большие надежды...»
Плановые полеты Ил-76ТД из СССР в Антарктиду продолжались до 1991 года. Использование этих машин для доставки научного персонала и грузов непосредственно из СССР значительно расширило возможности проведения работ экспедиции. Кроме того, стало возможным изучение структуры геофизических полей в центральных районах Антарктиды с помощью авиации.
В настоящее время самолёты Ил-76ТД и Ил-76ТД-90ВД выполняют транспортные полёты из Кейптауна на ледовый аэродром станции «Новолазаревская».
Источник: ОАО «Авиационный комплекс им. С.В.Ильюшина»
Фото: (с) Сергей Доля (sergeydolya.livejournal.com)