Первого апреля 2025 года на заседании комитета Совета Федерации по экономической политике на вопросы сенаторов отвечал заместитель главы Минпромторга Геннадий Абраменков. Он рассказал о текущем состоянии и планах развития ключевых проектов авиационной отрасли. Представляем основные темы, которые были рассмотрены в ходе заседания.
▌ТВРС-44 «Ладога» готовится к испытаниям
Опытный образец самолёта ТВРС-44 «Ладога» планируется собрать до конца 2025 года. После этого начнутся заводские доводочные, а затем сертификационные испытания. «Ладога» – важный проект для региональной авиации, и его успешная реализация позволит обеспечить внутренние перевозки современной и конкурентоспособной техникой. Важно обеспечить координацию всех участников проекта и своевременное финансирование.
На «Ладогу» возлагаются большие надежды в плане обновления парка региональных самолётов. Разработчики «Ладоги» учитывают требования современных авиационных правил. На сегодняшний день на предприятиях авиационной промышленности страны развернута масштабная работа в рамках кооперации. Качество комплектующих и сборки станет приоритетом на всех этапах производства.
Этот проект имеет большое значение для развития авиационной промышленности и укрепления транспортной доступности регионов страны. Главное, чтобы «Ладога» соответствовала потребностям региональных авиаперевозчиков.
▌ЛМС-901 «Байкал»: цена и сроки поставок
Стоимость самолёта ЛМС-901 «Байкал» не превысит 280 млн рублей. Первые серийные поставки этого самолёта должны начаться в 2026 году. Поставки начнутся после окончательной сертификации двигателя ВК-800 с новым винтом. «Байкал» позиционируется как современная замена устаревшему Ан-2.
Двигатель ВК-800 – ключевой элемент «Байкала», и его сертификация – приоритетная задача. Новый винт повысит топливную эффективность и улучшит лётные характеристики самолёта. Серийные поставки самолёта позволят обновить парк воздушных судов в регионах страны. «Байкал» должен стать надёжным и экономичным самолётом для местных авиалиний.
Конструкторы продолжают совершенствовать «Байкал», чтобы он отвечал требованиям авиационных правил и безопасности. Уральский завод гражданской авиации создаёт систему послепродажного обслуживания самолётов «Байкал».
▌Доработка «Байкала» и судьба Ан-2
Выявленные в ходе первых испытаний «Байкала» замечания были устранены в рамках «значительной программы доработки» этой зимой. Минпромторг и разработчик – УЗГА – демонстрируют серьёзный подход к совершенствованию самолёта. Параллельно ведётся работа по получению сертификата типа на Ан-2. Это позволит продлить срок его службы и провести модернизацию, в том числе ремоторизацию.
Ан-2 – легендарный самолёт, который до сих пор эксплуатируется во многих регионах страны. Продление срока службы Ан-2 и его модернизация – важная задача для обеспечения авиационной доступности отдалённых территорий. Ремоторизация Ан-2** позволит улучшить его экономичность и экологичность. Важно сохранить опыт эксплуатации Ан-2 и передать его новому поколению авиаторов. Модернизированный Ан-2 сможет ещё долго служить на благо страны. Этот самолёт доказал свою надёжность и неприхотливость в самых сложных условиях.
▌МС-21: этапы сертификации
Сертификационные полёты частично импортозамещённого МС-21 [борт 73055, з/н МС.0012] начнутся весной этого года. Полностью российская версия [борт 73057, з/н МС.0013] поднимется в воздух летом. Эти опытные образцы оснащены двигателями ПД-14. В 2024 году в рамках сертификационных испытаний получен ряд одобрительных документов на двигатель, расширены условия его эксплуатации.
Параллельно завершается формирование окончательного облика самолёта и наземная отработка систем. Минпромторгом России заключён государственный контракт на выполнение работ на период до 2027 года. Этот контракт направлен на расширение эксплуатационных характеристик машины и завершение сертификации.
▌Superjet: завершение сертификации и готовность к поставкам
Завершить сертификационные испытания импортозамещённого «Суперджета» планируется до конца текущего года. После этого начнутся поставки серийных воздушных судов. В Комсомольске-на-Амуре уже находятся 20 бортов Superjet в различной степени готовности. Все они уже состыкованы. Импортозамещение SSJ100 – важный шаг для обеспечения независимости российской авиационной промышленности. Завершение сертификации позволит начать полноценную эксплуатацию самолёта с российскими комплектующими.
Сертификация «Суперджета» должна подтвердить соответствие самолёта всем требованиям авиационных правил. Поставки Superjet позволят обновить парк воздушных судов российских авиакомпаний. Импортозамещённый Superjet должен стать конкурентоспособным самолётом на мировом рынке.
▌Ту-214 и Ил-114-300
Ту-214 проходит сертификацию, на самолёте заменены девять систем иностранного производства. Ил-114-300 проходит лётные сертификационные испытания, в которых участвуют две машины [б/н 54115 з/н 0110 и 54116 з/н 10-01]. Завершить сертификацию планируется до конца текущего года, с 2026 года начать серийные поставки.
▌В перспективе ПД-35, Ил-96 и широкофюзеляжный самолёт
Сейчас идёт активная работа над определением облика перспективного широкофюзеляжного самолёта. Минпромторг совместно с заказчиками формирует требования к авиалайнеру и необходимой тяге двигателя. Он должен отвечать потребностям как гражданской авиации, которой нужен дальнемагистральный самолёт, так и государственной – военные выдвинули свои требования к другим типам воздушных судов, для них нужен унифицированный двигатель.
Разработка двигателя ПД-35 продолжается, на демонстраторе технологий прошли испытания газогенератора, который станет основой для семейства силовых установок большой тяги: от 26 до 35 тонн.
На широкофюзеляжный дальнемагистральный лайнер Ил-96-400М заказов от коммерческих авиакомпаний нет. Однако самолёт продолжают производить на ВАСО для нужд государственной авиации.
** Рассматривается вариант возобновления производства в Омске турбовинтового двигателя ТВД-10Б с целью использовать его на Ан-2. Абраменков также сказал, что прорабатывается установка двигателя ВК-800СМ после его сертификации.