Проектно-строительная компания Helipoints сообщила о значительном увеличении запросов в 2020 году на строительство вертолётных площадок для санитарной авиации.
"За последний год к нам пришло более 50 заявок от медицинских учреждений на строительство наземной авиационной инфраструктуры. Цифра значительно превышает среднегодовое количество запросов на подобные объекты", - сказали в пресс-службе Helipoints.
Если обычно компания реализует 1-2 проекта для санавиации в год, то в 2020-м были запущены в работу 10 посадочных площадок для городских и областных больниц, НИИ, медицинских центров.
География объектов достаточно разнообразна, что говорит о повсеместном развитии санитарной авиации в России:
- Москва — больница имени С.П. Боткина, НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, ГКБ им. М.Е. Жадкевича.
- Санкт-Петерубрг и Ленинградская область — Многопрофильный медицинский центр международного уровня «СОГАЗ»,
- Кузбасс — 3 площадки для городских больниц в Кемерово, Ленинск-Кузнецком и Новокузнецке.
- Белгород — «Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа.
- Иваново — Ивановская областная клиническая больница.
- Петрозаводск - ГБУЗ Республики Карелия «Больница скорой медицинской помощи»
Некоторые из перечисленных объектов — уже давно существующие медицинские комплексы, где посадочные площадки проектируются в рамках реновации.
Часть медицинских центров, такие как Боткинская больница, «СОГАЗ», центры Склифосовского и Жадкевич, больницы в Петрозаводске и Белгороде — новые строящиеся корпуса на территории медицинских учреждений, где размещение вертолётных площадок планируется заранее. В таких случаях проектировщики не ограничены архитектурными особенностями здания и могут подходить к решению задач по устройству площадки комплексно и, если того требует задача — нестандартно.
Так, например, диспетчерский пункт для вертолётной площадки на кровле Боткинской больницы был спроектирован с прямым визуальным обзором на 180°, по аналогии с аэродромами. Стёкла расположены под углом, который предотвращает возникновение солнечных бликов. Это повышает безопасность взлётно-посадочных операций.
Ещё один пример нетривиальной задачи — проект площадки на кровле здания «Больницы скорой медицинской помощи» в Петрозаводске. В рамках проекта было разработано нестандартное решение для реализации перемещения между этажами при стесненных условиях. Так как площадка достаточно высоко приподнята над уровнем кровли, для транспортировки пациентов с площадки на кровлю предусматриваются подъёмники, а не пандусы.
Кроме того, финансирование новых стратегически важных медицинских объектов позволяет оснащать посадочные площадки высокотехнологичными системами светосигнального, радиотехнического, метеорологического оборудования, позволяющими выполнять полёты в светлое и тёмное время суток, контролировать метеорологические параметры, обеспечивать связь диспетчера с пилотом.
Также площадки на кровле современных медицинских центров оборудованы системами пенного пожаротушения дренчерными всплывающими насадками, обеспечивающими пожарную безопасность при возгорании воздушного судна.
Вертолётные площадки, оснащённые полным комплексом современного оборудования по всем существующим нормам, для Российской санавиации пока редкость. В соответствии с Федеральным проектом "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи” санитарная авиация должна охватить все субъекты Российской Федерации к 2024 году. Что даёт возможность спрогнозировать увеличение спроса на вертолётные площадки в ближайшие три года.