Superjet 100: итоги 2019 года

Для российского регионального самолёта SSJ100 2019 год получился не самым удачным - за год произведено 18 самолётов и только шесть переданы в авиакомпании. Остро обозначились проблемы с послепродажным обслуживанием самолётов и поставками запасных частей. Кроме того, в Шереметьево произошёл авиаинцидент, который привёл к гибели 41 пассажира, что сильно ударило по репутации самолёта.

Как сообщал «Коммерсант» весной, годовой план поставок Суперджетов в 2019 году составлял около 20–25 машин, по другим источникам - 22. Из отчётности ГСС следует, что в 2019 году компания скорректировала планы и намеревалась передать заказчикам уже 16 ВС. В итоге график производства по месяцам выглядит следующим образом:

  • Январь - 2;
  • Февраль - 2;
  • Март - 2;
  • Апрель - 2;
  • Май - 1;
  • Июнь - 2;
  • Июль - 2;
  • Август - 0;
  • Сентябрь - 2;
  • Октябрь - 2;
  • Ноябрь - 1;
  • Декабрь - 0.

Из этих 18 самолётов, выпущенных в 2019 году, только два ВС поступило в коммерческую эксплуатацию - RA-89136 авиакомпании "Азимут" и RA-89135 - в парк "Северстали" - это первый серийный Суперджет с горизонтальными законцовками крыла - сайберлетами. Ещё два самолёта поступившие в "Азимут" и два - в "Северсталь" были произведены в 2018 году. Авиакомпания "Якутия" получила в лизинг SSJ100, выпущенный в 2014 году.

До конца года ГСС может заключить контракт на поставку ещё пяти Суперджетов, пишет РБК. Соответствующая информация размещена в документации тендера на лизинг SSJ100, объявленный «Аэрофлотом» 12 декабря. Компания планирует заплатить за каждый по $46,92 млн (или примерно 3 млрд руб.). Согласно документам, все самолёты должны быть поставлены в декабре 2019 — январе 2020 года. Тендер проводится в рамках соглашения от сентября 2018 года о поставке «Аэрофлоту» 100 самолётов SSJ100.

За покупку сорока Суперджетов Норвегия хочет преференций

10 января 2019 года наш сайт сообщал, что авиакомпания Brussels Airlines завершила эксплуатацию самолётов Суперджет 100. Контракт на поставку 16 SSJ100 с опционом ещё на 15 машин был подписан с ирландской CityJet в конце 2015 года. Компания работает по модели «мокрого» лизинга - предоставляет свои ВС с лётными и кабинными экипажами для других авиакомпаний. Все её SSJ100 летали по маршрутам Brussels Airlines. С 7 января вместо четырёх 98-местных российских самолётов бельгийский перевозчик поставил на свои рейсы четыре 100-местных Bombardier CRJ1000. Причиной отказа были названы длительные простои Суперджетов из-за несвоевременного ремонта.

И хоть в феврале АО "ГСС" не подтверждало отказ Brussels Airlines от российских самолётов, позже стало известно, что все они не летают и находятся в аэропортах Жуковский, Белград и Шеннон.

 

Вообще, в 2019 году вопрос с запчастями и послепрдажным обслуживанием Суперджетов проявился особенно остро. Для его решения 31 августа Правительство РФ распорядилось выделить из резервного фонда 4 млрд рублей АО "ГСС" на "формирование оборотного склада запасных частей" из не менее чем 700 компонентов, а также внедрение 64 "сервисных бюллетеней". К 1 февраля 2020 года Минпромторг должен представить главе Правительства доклад о выполнении постановления.

«Аэрофлот» и Суперджет — дуэт не складывается

В феврале СМИ сообщили, что мексиканская InterJet из-за тяжёлого финансового состояния не может эксплуатировать самолёты SSJ100. Авиакомпания готова сохранить уже полученные 22 самолёта, но откажется от 8 дополнительных. Большинство машин стоят на земле, поскольку у InterJet нет средств на ремонт двигателей SaM146. Авиакомпания предлагает АО "ГСС" отремонтировать технику за свой счёт, обещая расплатиться после того, как самолёты снова начнут работать.

28 февраля в Бангкоке Гражданские самолёты Сухого и тайская авиакомпания Kom Airlines подписали контракт на поставку в 2019-2020 годах шести самолётов Superjet 100 в компоновке на 100 мест. Первый самолёт должен был быть передан авиакомпании осенью 2019 года, однако по состоянию на конец года поставка не началась.

В октябре из отчётности АО "ГСС" стало известно о снижении по итогам девяти месяцев 2019 года почти в 12 раз выручки от серийного производства и поставок самолётов SSJ100 относительного того же периода предыдущего года. Такой же показатель выручки от этого вида деятельности у ГСС был и по итогам I полугодия. Тогда в пресс-службе компании заявляли, что основные поставки SSJ100 в соответствии с планом продаж запланированы на вторую половину года.

«Технодинамика» создаст шасси для самолёта SSJ-New

Общая выручка компании за 9 месяцев упала почти в 4,5 раза, до 6,1 млрд руб. Услуги послепродажного обслуживания принесли ГСС 3,95 млрд руб. против 2,4 млрд руб. годом ранее. Себестоимость продаж ГСС снизилась в 5,2 раза, до 4,5 млрд руб., в том числе серийного производства и поставок самолётов - в 12 раз, до 1,77 млрд руб.

На финансовые показатели ГСС повлияло несколько факторов. Во-первых, в течение года несколько двигателей вышли из строя. От четырёх до шести двигателей пришлось снимать с только что произведённых самолётов, чтобы повысить налёт уже эксплуатируемых SSJ100, предпочтение было отдано созданию пула запчастей.

Во-вторых, причинами такого положения дел могли стать затянувшиеся переговоры с «Аэрофлотом» о поставке десяти Суперджетов, а также грядущее увеличение субсидий для покупателей российских самолётов, из-за чего авиакомпаниям может быть выгодно отложить сделки.

SSJ100 будет дооснащён цифровой связью между авиадиспетчером и пилотом

В конце сентября Госдума приняла в окончательном третьем чтении законопроект, который с 1 января 2020 года вводит нулевой НДС на ввоз в Россию гражданских воздушных судов и вертолётов, подлежащих регистрации в государственном реестре РФ. «Очевидно, что мы не можем дискриминировать собственное производство самолётов. Поэтому законопроектом одновременно предлагается облагать по нулевой ставке НДС реализацию гражданских самолётов, зарегистрированных в российском реестре воздушных судов, услуги по строительству таких самолётов, передачу по договорам лизинга таких самолётов, а также реализацию авиационных двигателей и запчастей, используемых при строительстве, ремонте и модернизации таких самолётов», - сообщил, представляя законопроект в Госдуме, замминистра финансов Илья Трунин.

* * *

Но особенно резонансным событием для Суперджета стала катастрофа самолёта с регистрационным номером RA-89098 5 мая в Шереметьево. На борту самолёта находились 2 члена лётного экипажа, 3 члена кабинного экипажа и 73 пассажира. В результате трёх грубых касаний ВПП возник пожар, в результате которого один член кабинного экипажа и 40 пассажиров (39 – граждане России, 1 – гражданин США) погибли, один член лётного экипажа и два пассажира получили серьёзные травмы, один член лётного экипажа и два члена кабинного экипажа, а также четыре пассажира получили незначительные телесные повреждения.

По версии следствия, 5 мая после взлета рейса SU-1492 Москва-Мурманск в Суперджет 100 попала молния, что привело к переходу управления бортом в ручной режим, а также вызвало проблемы со связью у его пилотов. До этого молнии попадали в самолёты SSJ100 16 раз, но это не приводило к каким-либо серьёзным последствиям, сказано в предварительном отчёте МАК. Командир экипажа запросил и получил разрешение вернуться в аэропорт. На запрос диспетчера о необходимости какой-либо помощи, экипаж ответил: «Нет, пока всё нормально, штатно». На уточняющий запрос диспетчера экипаж ответил, что имеются проблемы со связью и потеряно автоматическое управление самолётом.

В «ИрАэро» считают, что работы для SSJ100 много, его выпуск необходим

Посадка была выполнена с тремя последовательными касаниями ВПП с нагрузками 2,55 g, 5,85 g и 5,0 g. Сертификат типа Суперджет получил с учётом, что конструкция крепления шасси к заднем лонжерону крыла должна выдерживать ударные нагрузки в 3,75 g. При превышении этого значения срабатывает система защиты от повреждения топливных баков: происходит срез предохранительных штифтов навески основных опор шасси к заднему лонжерону крыла.

Первое касание ВПП не превысило расчётное значение. Разрушения конструкции кессона крыла не произошло. По результатам анализа записей показаний датчиков топливомеров утечки топлива зафиксировано не было, на ВПП фрагментов конструкции самолёта не обнаружено. После второго касания с нагрузкой 5,85 g произошло срезание штифтов обеих стоек шасси, они находились в незафиксированном относительно заднего лонжерона состоянии.

При третьем касании ВПП, также с превышением допустимых вертикальных нагрузок, состояние конструкции не позволило стойкам шасси безопасно воспринять посадочный удар и произошёл их подлом, разрушение крыла в зонах узлов навески гидроцилиндров уборки-выпуска стоек, опускание и дальнейшее движение самолёта по поверхности ВПП на мотогондолах и хвостовой части фюзеляжа, что привело к утечке керосина и его возгоранию. По данным МАК, это был всего четвёртый случай посадки SSJ в ручном режиме, но предыдущие не привели к каким-либо ЧП. В предварительном отчёте МАК говорится о других грубых посадках на таком же типе самолётов, которые не повлекли никаких последствий.

Несмотря на то, что МАК в предварительном отчёте досконально разобрал произошедшее, многие СМИ во всём обвинили самолёт, совершенно умалчивая последовательность событий, приведших к аварии. А после того, как Следственный комитет РФ, не дожидаясь окончательного отчёта МАК, предъявил обвинения командиру экипажа Денису Евдокимову, выяснилось, что адвокат пилота лучше профессиональных экспертов осведомлена о технических особенностях и нюансах пилотирования Суперджета.

Приземление SSJ100 в Шереметьево шло в штатном режиме

3 сентября, сразу по окончании авиасалона МАКС-2019, авиакомпания "Якутия" получила в состав своего парка самолёт SSJ100 регистрационный номер RA-89035. Самолёт совершил первый полёт 24 июля 2014 года, он был построен по заказу авиакомпании «ЮТэйр», но из-за расторжения контракта поставка не состоялась. До «Якутии» борт эксплуатировался в АК «Ямал». В «Якутии» самолёт заменил утраченный 10 октября 2018 года в ходе авиаинцидента в аэропорту Якутск борт с серийным номером 95019. Таким образом, парк авиакомпании «Якутия» снова насчитывает пять самолётов SSJ100.

20 сентября в строй вернулся и приступил к полётам опытный самолёт с бортовым номером 97006. Этот самолёт совершил аварийную посадку 12 июля 2018 года после выполнения полётной программы по сертификации горизонтальных законцовок крыла - сайберлетов.

Зачем Суперджету нужны горизонтальные законцовки крыла — сайберлеты

Сертификация горизонтальных законцовок завершилась в октябре. В соответствии с программой испытаний было выполнено более 140 полётов. Лётная программа состояла из проверки взлётно-посадочных характеристик, устойчивости и управляемости, систем автоматического управления, внешнего светооборудования, вертикальной навигации. Были выполнены полёты на прочность, большие скорости, критические углы атаки, а так же полёты по категориям I, II, IIIa (взлёт-посадка) и режимах по определению расходов топлива на различных этапах.

Получение дополнения к сертификату типа сделало возможным передать в декабре авиакомпании "Северсталь" первый серийный самолёт SSJ100 с сайберлетами. Им стал лайнер с регистрационным номером RA-89135.

Чем Боинг или Эйрбас лучше Суперджета

Таким образом, по информации из открытых источников, парк, находящихся в эксплуатации самолётов Superjet 100, выглядит следующим образом:

  • Аэрофлот - 49
  • Interjet - 22 (15 на хранении, 1 в аварийном состоянии, 6 летают)
  • Газпромавиа - 10
  • Ямал - 15 (1 на хранении)
  • ИрАэро - 9 (1 на хранении)
  • Якутия - 5 (1 на хранении)
  • Северсталь - 4
  • Азимут - 11
  • Brussels Airlines - 4 на хранении
  • CityJet - 3 на хранении
  • ВВС Таиланда - 3
  • СЛО Россия и МЧС России - по 2 борта
  • МВД России, РусДжет, ComLux Казахстан и Погранслужба Казахстана - по 1 самолёту.

В 2019 году выполнялись ОКР по импортозамещённой версии SSJ-New. Ранее в 2018 году его называли SSJ100R, т.е., русифицированный. На первый этап работ в 2019 году Минпромторг выделил 3,5 млрд рублей, на второй в 2020 году - почти 15 млрд рублей. В 2021 году планируется заключение нового контракта на третий этап работ, который должен завершиться 15 декабря 2021 года.

На сайте госзакупок по запросу "Sukhoi Superjet NEW" можно найти заявки по теме создания нового Суперджета:

  • системы кондиционирования воздуха - 603,05 млн. руб.
  • агрегаты и насосы топливной системы - 423,8 млн. руб.
  • система нейтрального газа - 137,52 млн. руб.
  • система электроснабжения - 104 млн. руб.
  • система водоснабжения и удаления отходов - 76 млн. руб.
  • кислородной системы экипажа - 6 млн. руб.
  • сигнализаторы обледенения - 3,75 млн. руб.
  • комплекс шасси - 2,9 млн. руб.
  • привод створки ВСУ и датчик положения створки ВСУ - 1,8 млн. руб.
  • пассажирская кислородная система - 1,5 млн. руб.
  • комплексная система кондиционирования воздуха - 1 млн. руб.
  • системы контроля вибрации двигателей - 740 тыс. руб.

Количество российских компонентов в SSJ100 приближается к 50 процентам

18 декабря председатель Совета директоров аэропорта "Внуково" и совладелец авиакомпании "Азимут" Виталий Ванцев в интервью телеканалу "Россия-24" сообщил, что в III квартале 2019 года авиакомпания вышла на операционную безубыточность.

"Азимут" - единственная авиакомпания в России, парк которой составляют только самолёты Superjet 100. В этом году "Азимут" получил три Суперджета и сейчас его флот насчитывает 11 самолётов этого типа. К 2023 году планируется увеличить парк до 16 самолётов SSJ100. Авиакомпания базируется в аэропортах Ростова-на-Дону и Краснодара. В 2018 году было перевезено 700 тыс. человек, прогноз на 2019 год — 1,2 млн пассажиров.

"Азимут" - это пример того, как вести успешный бизнес, имея в парке только российские самолёты. "Суперджет порадовал. Несмотря на ту критику, которую мы слышали по отношению к этому воздушному судну, у нас сегодня 99,8% регулярность. Регулярность лучше в стране показывает только одна авиакомпания - "Победа" на иностранной технике, на Boeing 737", — сказал Виталий Ванцев.

SSJ75 или SSJ100R — что построит АО «ГСС»

В 2020 году планируется выпустить не менее 20 Суперджетов. С учётом программы развития межрегиональных перевозок минуя Московский авиаузел, Минтранс рассчитывает для внутреннего рынка к 2025 году выпустить порядка 150 машин. А с учётом зарубежных поставок, планируется с 2021 года вернуться на объёмы производства SSJ100 не менее 30 самолётов в год. Об этом 27 декабря в интервью телеканалу "Россия-24" рассказал президент ОАК Юрий Слюсарь.

Отвратительно!ПлохоНовость ни о чёмХорошоОтличная новость! (10 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...