В декабре 2019 года АО "Гражданские самолёты Сухого" получило дополнение к сертификату типа самолёта Superjet 100 на горизонтальные законцовки крыла типа "сайберлет". Ранее их называли саблевидными или саблетами, но где-то в середине лета 2019 года в ГСС изменили название. Первое воздушное судно с модернизированным крылом поступило в парк авиакомпании "Северсталь". До этого Суперджет, начиная с 2011 года, успешно обходился без винглетов или сайберлетов. Зачем же они ему понадобились?
Базовая версия SSJ100 создавалась с обычными законцовками, поскольку выигрыш в экономии топлива от аналогов винглетов для самолётов лёгкого класса не настолько велик, как на средне- и особенно дальнемагистральных лайнерах. Однако вариант «крылышек» всё равно рассматривался. Например, ещё в феврале 2013 года заместитель главного конструктора ГСС по аэродинамике Александр Долотовский рассказал интернет-изданию «АвиаПорт», что проведённые в 2012 году продувки в аэродинамической трубе ЦАГИ показали сокращение расхода топлива минимум на 3%, помимо этого, у самолёта улучшаются взлётно-посадочные характеристики.
В сообщении Росавиации, выдавшей дополнение к сертификату, сказано, что "внедрённые в типовую конструкцию самолётов RRJ-95 горизонтальные законцовки крыла, изготовленные из композиционных материалов, являются совместной разработкой АО «ГСС» и ФГУП «ЦАГИ». Преимуществами самолёта RRJ-95, оснащенного горизонтальными законцовками крыла, являются повышение топливной эффективности не менее чем на 4%, улучшение взлетно-посадочных характеристик самолета, а также снижение уровня шума на местности".
Из аэродинамики известно, что подъёмная сила крыла образуется из-за разности давлений под и над ним. Из-за этого ближе к концу крыла часть воздуха перетекает через его край из области высокого давления в область пониженного, т.е., снизу вверх. При этом возникает концевой или спутный вихрь. На его образование тратится энергия, необходимая двигателям для движения самолёта, возникает сила индуктивного сопротивления. Концевой вихрь приводит ещё и к тому, что подъёмная сила по площади крыла распределяется неравномерно: ближе к его концу она ниже. Всё это в целом снижает аэродинамические характеристики летательного аппарата.
![](https://aviation21.ru/wp-content/uploads/2016/07/winglet_effect.jpg)
Чтобы уменьшить силу индуктивного сопротивления, инженеры должны увеличить эффективное удлинение крыла, что достигается либо совершенствованием его конструкции, либо установкой аэродинамических законцовок. Удлинение крыла SSJ100 равно 10, и этого значения вполне достаточно, чтобы конкурировать по топливной эффективности со своими "одноклассниками". Но в процессе эксплуатации Суперджета появились дополнительные факторы, которые оказали прямое влияние на разработку сайберлетов и их сертификацию.
CityJet & London City Airport
В октябре 2016 года ирландская авиакомпания CityJet и Гражданские самолёты Сухого подписали твёрдый контракт на 15 самолётов SSJ100. Заключение контракта с CityJet потребовало проведения доработок крыла с целью установки на нём аэродинамических законцовок. «Винглеты являются обязательным требованием аэропорта Лондон-Сити к воздушным судам», — пояснил после подписания контракта тогдашний исполнительный директор компании Superjet International Назарио Каучелья. В свою очередь, руководство ГСС тогда же сообщило, что новые законцовки станут стандартом для новых SSJ100 и будут доступны для установки на уже эксплуатируемые воздушные суда.
Возникает вопрос: "В связи с чем у лондонского городского аэропорта такие жёсткие требования, и почему самолёты с обычным крылом не могут в нём приземляться?" Дело в том, что этот аэропорт находится практически в центре Лондона в окружении жилых и офисных зданий. А спутный след хоть и крайне редко, но может повредить черепицу крыш близко расположенных строений. Винглеты уменьшают силу вихрей, отсюда и требования аэропорта. Подробно можно прочитать на сайте
Этот аэропорт является одним из основных для компании CityJet, поэтому, чтобы Суперджет мог летать в Лондон, в качестве одного из необходимых условий к нему и были предъявлены требования по установке законцовок крыла.
Сертификационные испытания
21 декабря 2017 года в Жуковском на аэродроме ЛИИ им. Громова начались лётные испытания самолёта SSJ100 с установленными законцовками крыла. Полёт Суперджета (заводской номер 95032, бортовой - 97006) с сайберлетами занял 2 часа 42 минуты. В соответствии с полётным заданием, лётный экипаж выполнил оценку характеристик устойчивости и управляемости самолёта в различных конфигурациях механизации крыла. Так же в полёте были выполнены режимы по определению расходов топлива на различных этапах. Полёт проходил в диапазоне высот до 11 000 метров.
12 июля 2018 года после завершения запланированной программы полёта у этого же Суперджета при посадке не полностью вышла правая стойка шасси. После выработки топлива посадка была выполнена с убранными левой и носовой стоками шасси на покрытую пеной ВПП. Межгосударственный авиакомитет установил, что грубая посадка самолёта с вертикальной перегрузкой около 4g привела к разрушению предохранительных штифтов правой основной опоры шасси, топливные баки остались целыми, разлива топлива и пожара не произошло. Конструкция планера SSJ100 рассчитана на максимальную перегрузку в 3,75g. Самолёт более года находился в ремонте и вернулся к полётам 20 сентября 2019 года.
Это авиационное происшествие привело к задержке сертификации сайберлетов. Для продолжения испытаний был подготовлен ещё один опытный самолёт - борт 97012 (заводской номер 95157), который принял участие в лётной программе МАКС-2019.
В июле 2019 года в Центре поставок АО "ГСС" в Жуковском был подготовлен к передаче в авиакомпанию "Северсталь" первый серийный самолёт с сайберлетами, им стал первый выпущенный в 2019 году борт - RA-89135 (з/н 95181) - первый полёт выполнен в Комсомольске-на-Амуре 16 января. Из выпущенных в 2019 году самолётов SSJ100 ещё один получила авиакомпания "Азимут" - RA-89136, но у этого ВС крыло с обычными законцовками.
Андрей Величко,
для сайта "Авиация России"