Владимир Путин дал кабмину поручения по развитию в России гражданской авиации

По итогам совещания с членами Правительства, состоявшегося 11 декабря 2019 года, президент России Владимир Путин утвердил перечень поручений из шести пунктов по вопросам транспортной доступности регионов страны и развития отечественной авиационной техники.

1. Внести предложения по созданию авиационной компании, эксплуатирующей воздушные суда российского производства, основной деятельностью которой будет осуществление перевозок пассажиров и грузов в Дальневосточном федеральном округе и в труднодоступных районах, определив потребность в воздушных судах с указанием их типов и пассажировместимости.

Создание авиакомпании - дело не одного дня. Например, первые сообщения о создании авиакомпании "Азимут" появились во второй половине 2016 года, первые коммерческие полёты перевозчик начал выполнять в сентябре 2017-го. Если учесть, что в поручении президент говорит о самолётах российского производства, то здесь имеется в виду не только Суперджет 100, но и МС-21, который со следующего года начнёт эксплуатироваться в "Аэрофлоте", "ИрАэро" и Red Wings, а также турбовинтовой Ил-114-300, лёгкий многоцелевой самолёт "Байкал" (о нём подробности ниже) и Ил-96-400М.

Учитывая, что все эти самолёты находятся в разной степени готовности, за исключением SSJ100, новый перевозчик может появиться к IV кварталу 2021 года с парком самолётов SSJ100 и МС-21. На самолёты "Байкал" рассчитывают "Полярные авиалинии", которые в апреле 2018 года подписали с Улан-Удэнским авиационным заводом долгосрочный контракт на поставку 200 самолётов малой авиации ТВС-2ДТС. Первая партия планировалась к передаче в 2021 году, полностью выполнить контракт планировалось в 2025 году. Но в связи с затяжкой сроков в проектировании самолёта и отказа Минпромторга от развития ТВС-2ДТС, сроки сдвигаются на неопределённое время.

2. Определить маршрутную сеть региональных и местных авиационных перевозок с учётом аэропортов, реконструкция которых предусмотрена комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, а также потенциальный пассажиропоток по таким маршрутам.

Данное поручение придаст ускорение восстановлению региональной аэродромной сети по всей стране, утраченной после развала СССР. Как пример, - данные по аэропорту Воронеж, которые приведены в "Российской газете" 27 января 2016 года. Издание сообщает, что с карты России исчезло более тысячи построенных в советское время аэродромов.

Как пишет "РГ", 40 лет назад - летом 1975 года из Воронежа ежедневно выполнялись в Москву 23 рейса, в Киев - 10, в Ростов - 7, в Сочи - 6, в Харьков - 3, в Симферополь - 2. Десятки рейсов выполнялись по местным воздушным линиям: в Эртиль - 6, в Калач - 5, в Синие Липяги, Репьёвку и Старую Ольшанку - по 2. И тоже каждый день. Самолёты из Воронежа летали почти в сто городов. До распада СССР аэропорт обслуживал свыше 1 млн пассажиров в год. В 2018 году - 770 тыс, в 2019 порядка 880 тыс.

3. Определить сроки начала, объёмы серийного производства, а также стоимость поставки, владения и эксплуатации воздушных судов (в том числе с российскими силовыми установками), необходимых для осуществления региональных и местных воздушных пассажирских перевозок, а также для нужд авиационной компании, указанной в пункте 1 настоящего перечня поручений.

Этот пункт поручений непосредственно относится к новому среднемагистральному лайнеру корпорации "Иркут" МС-21. Опытный образец самолёта с двигателями ПД-14 в этом году приступит к лётным сертификационным испытаниям. Также этот пункт затрагивает разработку двигателя ПД-8 для замены российско-французского Sam146, к которому у эксплуатантов самолёта SSJ100 очень много нареканий, особенно по горячей части, которую изготавливает Франция, а также по обслуживанию силовой установки.

Сюда же следует отнести и двигатель ТВ7-117СТ для лёгкого военно-транспортного самолёта Ил-112В и пассажирского Ил-114-300, а также двигатель ВК-800С для 19-местного Л-410. Самолёт ТВС-2ДТС, наработки по которому будут использованы в проекте нового самолёта "Байкал", оснащён американским двигателем. В сентябре 2019 года ЦИАМ выдал рекомендации по использованию в качестве силовой установки самолёта "Байкал" двигателя ВК-800.

Таким образом, по всей линейке силовых установок работы ведутся, и поручение президента направлено на систематизацию работ и чёткое понимание по срокам разработки двигателей, их сертификации и запуска в серийное производство.

4. Проработать вопросы по созданию условий для организации воздушного сообщения на территориях труднодоступных районов Северо-Западного, Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, предусмотренные указанием Президента Российской Федерации от 7 декабря 2019 года № Пр-2504.

Данное указание было подготовлено к совещанию с членами кабмина, основной темой которого были региональные авиаперевозки. Путин отметил, что "сегодня очень часто в рамках одного и того же региона приходится летать через Москву. Эта ситуация абсолютно ненормальная. Мы уже много раз говорили о том, что её нужно менять. В этой связи, конечно, необходимо будет увязать и развитие маршрутной сети в субъектах Федерации с комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в целом, имеется в виду развитие аэропортов, пассажирских терминалов, строительство взлётно-посадочных полос и так далее. Но прежде всего речь идёт, конечно, о Дальнем Востоке, о районах Крайнего Севера, Восточной Сибири, но не только – о европейской части, конечно, тоже".

Таким образом, теперь Правительству необходимо подготовить конкретные предложения. И хоть в поручениях ответственным указан Дмитрий Медведев, докладывать их будет уже новый премьер - очевидно, Михаил Мишустин.

5. Рассмотреть вопрос о проектировании и запуске серийного производства самолёта «Байкал» на основе прототипа ТВС-2ДТС, а также его сертификации с учётом реализации проекта по созданию лёгкого многоцелевого самолёта, обратив особое внимание на объёмы и источники финансирования соответствующих работ, а также его финансово-экономические и лётно-технические параметры.

Самолёт ТВС-2ДТС "Байкал" разработан и построен в Сибирском научно-исследовательском институте авиации имени Чаплыгина (СибНИА, Новосибирск). Прототипом для его разработки стала модернизация труженика Ан-2 - ТВС-2МС. Работы велись по заданию Минпромторга России в рамках Федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года». Самолёт демонстрировался на авиасалоне МАКС-2017. Планировалось начать его серийное производство на Улан-Удэнском авиазаводе холдинга "Вертолёты России". Как было сказано выше, был подписан контракт на поставку 200 машин авиакомпании "Полярные авиалинии". Однако в 2019 году стало очевидным, что Минпромторг, несмотря на потраченное время и бюджетные деньги, отказался от серийного производства этого самолёта.

Причины отказа кроются в инновационности ТВС-2ДТС. Это - цельнокомпозитная машина, которая опередила своё время. Как пояснил 14 января в интервью изданию Sibnet.ru директор СибНИА Владимир Барсук, авиакомпании не готовы к эксплуатации этого самолёта. Но есть и другие причины, кроме использования ПКМ в конструкции планера и крыла этого самолёта - его дороговизна и применение турбовинтового двигателя компании Honeywell. В условиях, когда программа самолёта "Байкал" может быть сорвана из-за возможных новых американских санкций против российского гражданского авиапрома, ни один здравомыслящий чиновник не подпишется под контрактом на закупку американской силовой установки. Тем более, что в начале 2019 года из-за санкций против завода "АэроКомпозит" на год сдвинулись сроки поставок самолётов МС-21 авиакомпаниям.

Теперь, после проведённого в августе-сентябре 2019 года конкурса по выбору разработчика самолёта "Байкал", новую машину, но с использованием наработок по ТВС-2ДТС, будет проектировать компания из Улан-Удэ "Байкал-Инжиниринг". Комплект конструкторской документации на опытный образец планируется создать до сентября 2020 года, а к декабрю - сам опытный образец самолёта для статических испытаний. О первом полёте самолёта говорить пока рано, но можно ожидать, что он полетит не ранее конца 2021 года. Вместо композиционных материалов в конструкции планера будут использоваться алюминиевые сплавы.

6. Подготовить предложения по реализации комплекса мер, направленных на снижение конечной стоимости авиационного керосина на территории Дальневосточного федерального округа и в труднодоступных районах.

Данный пункт поручений должен стимулировать стабильность цен на авиатопливо и снизить до минимума динамику роста тарифов на пассажирские авиаперевозки. Доступность авиабилетов актуальна для всей страны, но учитывая удалённость регионов ДФО от центра страны, это становится особенно актуально для местных жителей. И главное здесь не только многочасовые перелёты в Москву или Санкт-Петербург, но внутрирегиональное авиасообщение. Особенно между небольшими населёнными пунктами и районными центрами, где кроме авиации добраться из одной точки в другую больше нечем.

Доклад по всем поручениям должен быть сделан 31 января 2020 года.

Голосовать ПРОТИВГолосовать ЗА (9 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...