МС-21 73361

МС-21 — дайджест за март-2022

Фото © ОАК

Тотальные западные санкции в отношении российской гражданской авиаотрасли направлены в том числе и на то, чтобы максимально затормозить программы МС-21 и SSJ-New. Остановить их полностью возможности у санкционеров нет, но создать проблемы...

«В связи с вступлением в силу в сентябре 2018 года новых ограничений США в торговле с российскими компаниями, в том числе АО "АэроКомпозит" и АО "ОДК-Авиадвигатель", созданы серьёзные предпосылки к оказанию давления на программу МС-21», – заявил вице-премьер Юрий Борисов ещё 7 июля 2019 года, открывая совещание по выполнению производственных программ Иркутского авиазавода.

22 марта 2022 года глава Минпромторга Денис Мантуров на брифинге для журналистов сообщил, что иностранные производители отказали в поставке в Россию компонентов для самолётов МС-21. По словам министра, даже предоплаченные заказы заморожены и сделано это без объяснения причин. Он сообщил, что до конца 2022 года ОАК поставит заказчику два серийных самолёта МС-21. Это на два самолёта меньше, чем планировалось ещё в прошлом году.

Сейчас импортозамещение иностранных комплектующих и агрегатов на МС-21 выполняется в соответствии с госконтрактом между Минпромторгом и корпорацией «Иркут» от 28 июля 2021 года. Импортозамещение активно идёт, и, как следует из плана-графика, работы по текущему контракту должны завершиться до конца 2023 года. Серийное производство импортозамещённой версии МС-21 начнётся в 2024 году. «Скорее всего, это будет 2024 год по завершению работ по импортозамещению, завершению всех сертификационных процедур, потому что любая компонента, которая меняется, в самолёте требует проведения испытаний для того, чтобы отвечать всем требованиям авиационной безопасности», – сказал министр на брифинге.

* * *

Предприятия Алтайского края в рамках контракта с корпорацией «Иркут» планируют запустить производство авиационных шин для самолёта МС-21. Эта тема обсуждалась в рамках совещания с участием представителей предприятий «Нортек», «ЯШЗ Авиа», «Барнаульский завод АТИ» и «Барнаул РТИ». Ранее делегация Минпромторга РФ посетила эти предприятия с целью оценки возможностей выпуска импортозамещающей продукции на фоне антироссийских санкций.

* * *

Объединённая авиастроительная корпорация и Центральный аэрогидродинамический институт провели климатикопрочностные статические испытания на несущую способность кессона крыла самолёта МС-21, изготовленного из российских полимерных композиционных материалов. Нормы авиационной безопасности требуют, чтобы при статических испытаниях кессон выдержал расчётную нагрузку, в полтора раза превышающую максимально возможную при эксплуатации. Для подтверждения прочности изделия его подвергли разрушающим нагрузкам, которые были значительно выше тех, что возможны в реальном полёте.

Первый заместитель генерального директора корпорации «Иркут», генеральный директор компании «АэроКомпозит» Анатолий Гайданский в интервью ОАК отметил, что эти испытания доказали прочность и безопасность, которые обеспечивает изделие при самом неблагоприятном сочетании условий полёта.

«Под термином "неблагоприятное сочетание" в данном случае подразумеваются не только величина и направление приложенной нагрузки. Прочность композитов, в отличие от металлов, в большей степени зависит от климатических условий. Поэтому в ходе испытаний на разрушение часть конструкции крыла нагревалась», – пояснил Гайданский.

Он также рассказал, что испытаниям крыла предшествовал большой комплекс тестирования различных образцов – начиная от элементарных до конструктивно-подобных. Они проводились как в процессе выбора материалов, так и в процессе их квалификации.

«Испытания проводились в обеспечение сертификации самолёта. В целом композитное крыло проходит два основных наземных испытания. Первое – статическое испытание кессона крыла. Второе испытание – ресурсное, которое в настоящее время проводится. Это сложный стенд, состоящий из центрального отсека фюзеляжа, с пристыкованными к нему двумя консолями крыла. Он также создан в ЦАГИ. Это достаточно длительные испытания. На основании полученных результатов проводится поэтапное продление ресурса самолёта», – сказал Гайданский.

* * *

В конце марта корпорация «Иркут» возобновила лётные испытания МС-21. 29 марта опытный самолёт МС-21-310 с бортовым номером 73055 выполнил полёт продолжительностью 3 часа 9 минут, в ходе которого оценивалось новое программное обеспечение системы управления двигателем ПД-14. Сейчас на ЛИиДК ОКБ им. Яковлева в Жуковском работы сконцентрированы на опытном самолёте 73055 с двигателями ПД-14. Ранее на этой машине проводились доработки, в том числе и по программе импортозамещения.

21-27 марта на самолёте выполнялись скоростные пробежки для оценки работы доработанных реверсивных устройств двигателей ПД-14. В полёте оценивалось новое ПО электронной системы управления двигателем ПД-14, в том числе работа отборов от двигателей на нужды СКВ, САРД, ПОС. Также на самолёте в одной гидросистеме была установлена насосная станция отечественного производства. В процессе пробежек и полёта оценивалась её работа. На посадке также оценивалась работа реверса и системы автоматического торможения.

В марте на стендах в Жуковском активно отрабатывалось новое программное обеспечение для расширения условий эксплуатации лайнера: снятие ограничений по сертификату типа, в том числе для понижения метеоминимума. Далее новое ПО будет установлено на самолёт, проверено в полётах и предъявлено сертификационной комиссии.

* * *

Серийные МС-21 первые несколько лет должны были комплектоваться преимущественно двигателями PW1400G. Сейчас становится понятно, что этим планам сбыться не суждено. Cерийные объемы МС-21 будут поставляться с отечественными двигателями. Об этом 31 марта сообщил вице-премьер Юрий Борисов.

«Мы рассчитывали в части МС-21 на поставку нам двигателей Pratt & Whitney, которые теперь поставляться не будут. Значит, те серийные объёмы, которые планируем, теперь должны целиком и полностью замещаться отечественным двигателем ПД-14», – сказал Борисов в эфире телеканала «Россия-24».

По его словам, нужно предусмотреть расширение производства на предприятиях ОДК для выпуска этой модели двигателя.

Также Юрий Борисов заявил, что под влиянием ограничений западных стран, планы по серийному производству самолёта МС-21 сдвинутся на один-два года. Эту «сдвижку» планируется заполнить дополнительным производством Ту-214 и при необходимости – Ил-96-400.

В декабре 2021 года на совещании в Перми гендиректор Объединённой двигателестроительной корпорации Александр Артюхов рассказал, что в рамках этапа ОКР было обеспечено создание малосерийного производства двигателей ПД-14 в объёме до десяти единиц в год. «Текущая стадия программы требует принятия решения по определению источника финансирования для выхода производства на мощность 50 двигателей в год и организации стартовой системы послепродажного обслуживания», – отметил глава ОДК.

Таким образом, по окончании сертификации МС-21-310 и получения одобрения главного изменения конструкции, которое запланировано выполнить до конца 2022 года, в следующем году могут быть поставлены не менее пяти самолётов, те две машины, которые планируются к поставке в текущем году, будут оснащены американскими силовыми установками.

Андрей Величко
для сайта «Авиация России»


Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (14 оценок, среднее: 3,71 из 5)
Загрузка...