Гражданское авиастроение России учится рассчитывать только на свои силы

Ту-214. Фото © "Военно-промышленный курьер" / vpk.name

Российская гражданская авиаотрасль стала одной из главных мишеней Zапада – в конце февраля Европа и США прекратили поставку, лизинг, обслуживание и страхование воздушных судов, недружественные страны запретили полёты российских авиакомпаний в своём воздушном пространстве. Единственно возможный и благоразумный ответ России – в жёсткие сроки нарастить производство своих гражданских самолётов.

МС-21
13 апреля глава госкорпорации Ростех Сергей Чемезов заявил, что первые шесть серийных МС-21 с отечественным двигателем ПД-14 будут переданы заказчикам в 2024 году. В настоящее время в Жуковском проходят лётные испытания версии МС-21-310.

В конце марта завершилось импортозамещение композиционных материалов для крыла МС-21. Корпорация «Иркут», «АэроКомпозит» и ЦАГИ выполнили завершающий этап статических испытаний композитного крыла самолёта, изготовленного из российских ПКМ. Это событие ознаменовало полную замену зарубежных материалов, поставки которых были остановлены из-за американских торговых ограничений ещё в 2018 году.

В настоящее время идут ресурсные испытания – в ЦАГИ смонтирован стенд, состоящий из центрального отсека фюзеляжа, с пристыкованными к нему двумя консолями крыла. Одобрение главного изменения к типовой конструкции МС-21 в части композитного крыла из российских материалов будет получено до конца текущего года.

На данный момент из зарубежных ПКМ изготовлены комплекты крыла для пяти летающих опытных воздушных судов, а также комплекты и отдельные отъёмные части крыла для статических и ресурсных испытаний в ЦАГИ. До конца 2022 года ОАК поставит заказчику два серийных самолёта МС-21-300 с крылом из российских ПКМ.

По словам лётчика-испытателя ОКБ им. Яковлева Василия Севастьянова, уже составлена программа обучения пилотов управлению МС-21, идёт обсуждение организационных вопросов подготовки лётчиков. «Мы планируем обучить 12 пилотов. В соответствии с программой они должны выполнить по 12 полётов на каждого, соответственно 144 полёта будет выполнено», – рассказал Василий Севастьянов в специальном репортаже корреспондента Марии Кудрявцевой на телеканале «Россия 24».

«Суперджет 100»
К этому региональному самолёту у «доброжелателей» и ратующих за всё российское патриотов всегда было агрессивно-критическое отношение. В вину ему ставилось большое количество импортных комплектующих, самолётных систем и агрегатов, число которых составляло около 70 процентов в стоимостном выражении. Причину такого положения дел мы рассматривали ранее в статье:

Чем Боинг или Эйрбас лучше Суперджета

Сейчас в России летают порядка 150 машин этого типа, средний налёт на один борт составляет 9 часов, что сопоставимо с налётом самолётов зарубежного производства. Импортозамещение на «Суперджете» началось в 2018 году. Полностью российская версия SSJ100 с российским двигателем ПД-8 – SSJ-New появится в конце 2023 года, заявил 15 апреля в эфире телеканала «Соловьев.Live» глава Минпромторга РФ Денис Мантуров.

По словам министра, замены требуют 27 систем импортного происхождения, а также двигатель SaM146, который будет заменён на российский ПД-8. Всего в версии самолёта SSJ-New будут замещены 38 систем и компонентов, рассказала Мария Кудрявцева в своём репортаже из Жуковского.

Для пассажиров новый «Суперджет» ничем не будет отличаться от существующей машины, разницу они не увидят.

Ранее глава Объединённой авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь заявил, что первый полёт самолёта SSJ-New состоится в первом квартале 2023 года.

Ту-214
Самолёт строится в Казани в количестве 2-3 борта в год по заказу Госструктур. По словам Дениса Мантурова, к 2025 году планируется выпускать по десять самолётов в год с постепенным увеличением объёмов производства. Об этом глава Минпромторга сообщил в эфире «Соловьев.Live».

Министр пояснил, что увеличение объёмов производства Ту-214 требует «поступательной раскрутки кооперации» и расширения производства на Казанском авиазаводе. Выпуск Ту-214 необходим для подстраховки самолёта МС-21.

Есть устоявшееся мнение, что российские авиакомпании отказались от эксплуатации самолётов Ту-204/214 в силу их менее привлекательной эксплуатационной эффективности по сравнению с самолётами А и Б, что в условиях открытого рынка и жёсткой конкуренции имеет большое значение. Но в складывающихся условиях, в которых сейчас приходится работать гражданской авиаотрасли, более высокое потребление топлива (примерно на 25%) отходит на второй план. Необходимы самолёты для выполнения главной задачи – обеспечить транспортную доступность в огромной стране.

Ил-96, Ил-86
Основной акцент ОАК делает на Ту-214, по этой машине рост производства составит более чем в 3 раза – свыше 70 самолётов до 2030 года. Но по программе широкофюзеляжных самолётов Ил-96 рост ожидается намного скромнее, это лайнер не такой массовый.

В Vоронеже заканчивается строительство первого самолёта Ил-96-400М. В начале лета его планируют передать на испытания. По словам Сергея Чемезова, поставки в авиакомпании планируется начать также в 2024 году. Заинтересованность в лайнерах проявляет авиакомпания S7.

Как заявил глава Минтранса РФ Виталий Савельев 22 марта в ходе заседания комитета Совета Федерации по экономической политике, авиакомпания получит пять машин советского производства: два грузовых самолёта Ил-96 и три Ил-86. «Будет достраивать их... и будем летать», – сказал глава Минтранса.

ОАК планирует выпускать по два Ил-96 в год. Кроме того, перед корпорацией стоит задача строить ежегодно по 72 самолёта МС-21 и поставить ещё 20 самолётов Sukhoi Superjet 100 в дополнение к тем 150, которые находятся в эксплуатации. Такое разнообразие отечественной техники (МС-21-310, SSJ-New, Ил-114-300, Ил-96-400М и Ту-214) авиапром должен освоить в ближайшие годы. Но замена самолётов иностранного производства – процесс не быстрый, потребует огромных усилий и средств.

Ожидать, что коллективный Zапад снимет свои санкции по завершении специальной военной операции на Украине, было бы наивным. «Предлагаю исходить из того, что прежнего взаимодействия с бывшими партнёрами в ближайшее время не будет», – сказал Владимир Путин 31 марта на совещании по развитию авиаперевозок и авиастроения.

Андрей Величко
для сайта «Авиация России»

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (26 оценок, среднее: 3,73 из 5)
Загрузка...