Как похоронить свою гражданскую авиацию – опыт Евросоюза

Фото © Mike Kelly / http://www.boredpanda.com/air-traffic-photos-airportraits-mike-kelley/?page_numb=1

Возможно, кому-то заголовок этой статьи покажется чрезмерно резким и надумано преувеличенным. Возможно. Но давайте обратимся к фактам и ещё раз перечитаем некоторые публикации на нашем сайте относительно запрета российским авиакомпаниям летать над Европой, введённого в 2022 году сначала Великобританией, а затем Еврокомиссией, США, Канадой и другими более мелкими вассалами заокеанского хозяина.

До начала марта 2022 года на долю европейских авиакомпаний приходилось не менее 30% рейсов, выполняемых по транссибирскому маршруту в воздушном пространстве Российской Федерации. Что касается Великобритании, то авиаперевозчики из Соединённого Королевства использовали «транссибирский экспресс» для полётов в страны Юго-Восточной Азии, а также в Японию, Китай и Корею. В среднем над Сибирью и европейскими районами России ежедневно выполнялось более 50 транзитных рейсов, а 25 февраля 2022 года, по данным Росавиации, их, например, было 70 (https://www.bbc.com/russian/news-60521561 – доступ на сайт Би-Би-Си пользователям из России заблокирован).

После начала специальной военной операции полёты самолётов российских авиакомпаний в европейском небе попали под запрет. Первым был санкционирован «Аэрофлот», в дальнейшем ограничения ввели вообще для всех авиаперевозчиков, имеющих даже косвенное отношение к России. Вполне ожидаемо, Росавиация ответила зеркально, и российское небо для обезумевшей Европы закрылось. В результате ответных мер России на западные авиакомпании оказались лишены кратчайших маршрутов над Россией. В 2019 году в воздушном пространстве РФ перевозчики из Европы и США совершили 360 тысяч трансевразийских перелётов, в 2021 году – около 200 тысяч, после 24 февраля 2022 года – ни одного.

Глава Минтранса Виталий Савельев (сейчас вице-премьер правительства РФ) сообщал в марте 2022 года на заседании Совета Федерации, что потери европейских авиакомпаний из-за необходимости выполнять полёты, минуя воздушное пространство России, составят от 2 до 3 миллиардов долларов в год. При этом он отметил, что американские авиакомпании потеряют меньшую сумму – около 500 миллионов долларов. Согласно данным Минтранса, западные страны в итоге еженедельно тратили свыше 37,5 млн долларов на рейсы по альтернативным маршрутам.

Европейские политики считают, что Земля имеет форму плоского диска. Но это не так

Конкурентоспособность зависит от расходов, которые несёт то или иное предприятие, это аксиома: меньше затраты на производственную деятельность, дешевле конечная продукция. Авиакомпания Finnair строила свой бизнес на удобном расположении аэропорта Хельсинки и полётах из него в Японию, Южную Корею, Китай по кратчайшему маршруту над Россией. Современный воздушный флот, высокий уровень сервиса, минимально возможное время в пути и главное – доступные по цене билеты, давали возможность финскому перевозчику построить успешную бизнес-модель транзитных авиаперевозок из Европы через столицу Финляндии на другую сторону земного шара. В число самых популярных дальнемагистральных направлений Finnair входили также Бангкок, Сингапур, Токио.

В соответствии с данными ежегодного финансового отчёта авиакомпании за 2017 год, операционная прибыль Finnair составила 170,4 млн евро, что в три с лишним раза выше, чем годом ранее. Общая годовая выручка выросла на 10,9% по сравнению с 2016 годом и достигла 2 568,4 млн евро. «2017 год стал очень успешным для Finnair. Росту способствовала благоприятная ситуация на рынке, верно выбранная стратегия, а также ключевые решения по расширению маршрутной сети, увеличению количества кресел на популярных направлениях и запуску новых продуктов и сервисов», – отмечали в авиакомпании.

В марте 2022 года, после введения запретов на полёты пресс-секретарь авиакомпании Пайвит Таллквист заявила: «Для многих наших рейсов в Северо-Восточную Азию изменение маршрута означало бы значительно более длительное время полёта, а операции были бы экономически невыгодными». Она пояснила, что ответный запрет со стороны России повлечёт за собой серьёзные последствия, «поскольку наше азиатское направление на практике закрывается».

В 2017 году Finnair почти на 30% увеличила объёма перевозок на российском направлении

И уже в июне того же года финская газета Helsingin Sanomat (доступ из России заблокирован) констатировала, что необходимость облетать воздушное пространство России, рост стоимости топлива и низкая загрузка рейсов поставили Finnair на грань банкротства. Операционный убыток компании за первую половину 2022 года составил 133 млн евро, из которых около 51 млн евро пришёлся на резко возросшую цену топлива.

От санкций пострадала не только авиакомпания, но и её персонал. В конце ноября того же 2022 года Bloomberg сообщил, что необходимость сократить расходы после того, как запрет на полёты в воздушном пространстве России «перевернул» бизнес-модель перевозчика по полётам в Азию, Finnair вынуждена уволить около четверти членов кабинных экипажей. Согласно заявлению пресс-службы финской авиакомпании, будет уволено 450 из 1750 бортпроводников.

Finnair – наиболее показательный пример того, как антироссийские санкции, введённые Европейской комиссией под руководством Урсулы фон дер Ляйен, ударили не только по нашей гражданской авиации, но и способны довести своих же, процветающих в прошлом перевозчиков, до тяжёлого финансового состояния. «Суммарно на санкциях с 2022 года они потеряли более 10 миллиардов, и реальные убытки значительно выше. Например, биржевая стоимость Air France-KLM, которая изначально составляла почти 1 триллион долларов, с начала этого года упала почти на 300 миллиардов, а за время кризиса отбросила 83,16%», – сообщает ТГ-канал «Ломовка».

До февраля 2022 года голландская KLM совершала регулярные рейсы из Москвы и Санкт-Петербурга в США, Канаду, Африку и Южную Америку. Однако после запрета Еврокомиссии на бизнес в России компания была вынуждена уйти с нашего рынка.

6 октября 2024 года генеральный директор KLM Марьян Ринтель в эфире канала WNL голландского телевидения выступила с осуждением «нечестной» конкуренции с Китаем. По её мнению Евросоюз должен избегать нечестных условий игры.

«Китайским авиакомпаниям разрешено летать над воздушным пространством России, в отличие от европейских, таких как KLM. В результате от двух до четырёх часов увеличивается время в пути и расход топлива на межконтинентальных рейсах. Вы можете видеть, что в цене у нас затраты, конечно, выше», – сказала топ-менеджер. По словам Ринтель, Брюссель должен что-то предпринять по этому поводу. Она считает, что Еврокомиссия должна действовать, чтобы исключить «это несправедливое игровое поле, оценив его или взглянув на него по-другому».

При этом о «несправедливости» в 2023 году говорил и глава Air France-KLM Бен Смит. «Если китайский перевозчик летает над Россией, то у него есть несправедливое преимущество перед нами», – жаловался он.

Авиакомпании British Airways и Virgin Atlantic в конце октября 2024 года, с окончанием весенне-летней навигации, прекратят полёты между Лондоном и Пекином. Эта мера вынужденная и связана с невозможностью выполнять трансконтинентальные рейсы в воздушном пространстве Российской Федерации. Облёт России усложняет полёты, приводит к повышенным расходам, а спрос в крупнейшей азиатской экономике остаётся слабым, что в совокупности не даёт возможности конкурировать с китайскими перевозчиками, которые продолжают летать по кратчайшему маршруту из Европы в Китай. Об этом в августе сообщил Bloomberg.

Антироссийские санкции: две британские авиакомпании приостановят полёты в Пекин

Немецкая Lufthansa – также яркий пример негативного влияния антироссийских санкций на европейский бизнес. Журнал Der Spigel сообщил в сентябре, что перевозчик принял решение полностью прекратить ежедневное авиасообщение между Франкфуртом-на-Майне и Пекином. Генеральный директор авиакомпании Карстен Шпор причиной назвал снижение спроса, добавив, что сложившиеся обстоятельства заставляют компанию переосмысливать свою стратегию на рынке Китая.

Усилиями Брюсселя Европа проиграла конкуренцию Китаю в авиаперевозках

Сейчас западным авиакомпаниям приходится летать альтернативными маршрутами, что увеличивает время в пути и расходы на топливо. Например, у Finnair полеты в Азию удлинились на 40%, а у British Airways в Шанхай и Дели – на 15%. В то же время, перевозчики стран Персидского залива, Африки, а также из Турции, Китая и Индии пользуются конкурентным преимуществом, которое им обеспечили санкции.

Очень показательная реакция на сложившееся положение ещё летом 2022 года последовала из США. Американские авиакомпании взвыли от осознания того, что не могут на равных конкурировать с китайскими, индийскими и ближневосточными перевозчиками из-за русофобии своих правительств и желания всячески навредить России. В августе 2022 года в деловом журнале «Форчун» было опубликовано исследование, проведённое в Йельском университете, о вовлечённости американских компаний в бизнес с российскими партнёрами. Вывод, который сделали в авторы исследования, удивителен своей простотой и непосредственностью: «а нас-то за что?» – запрет на полёты в российском воздушном пространстве авиакомпаниям из недружественных России стран ставит в невыгодное положение крупных перевозчиков США.

Был предложен и способ того, как решить возникшие ограничения. «Эти проблемы могут быть исправлены. Неамериканские перевозчики, вылетающие из аэропортов США, не должны летать над Россией, а американские пассажиры этих несоответствующих требованиям авиакомпаний, не должны невольно финансировать уклонение от экономической блокады российского воздушного пространства», – рекомендовали исследователи.

Американские авиакомпании и авиастроители: «а нас-то за что?»

Вам не кажется, что ситуация складывается парадоксальная? – сидевший на дереве подпилил сам себе сук, упал и расшиб голову, но обвиняет в этом того, кто дал ему пилу, а не себя и своё слабоумие. Вот и с запретами полётов так же. Власти Европы и США вводят ограничения против России, а страдают от потери конкурентоспособности сами же санкционеры. Кто виноват в этом? Ну, уж точно не Китай, Индия и страны Залива, получившие в результате русофобской и откровенно враждебной политики англосаксов, «несправедливое» преимущество.

Выйти из этого тупика можно одним единственным способом – снять санкции, в том числе ограничения на полёты российских авиакомпаний над Европой и США, в свою очередь Росавиация также отменит запреты на использование трансполярных и транссибирских маршрутов. Но пока этого не предвидится, и американские и европейские перевозчики продолжат нести убытки, увольнять персонал, отменять дальнемагистральные рейсы в Северную Азию и Китай и терять конкурентоспособность. Это конечно ещё не похороны, но как знать, кто из перевозчиков на Западе станет первой жертвой банкротства.

Андрей Величко
Для сайта «Авиация России»

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (Пока оценок нет)
Загрузка...