Публикуется к 84-летию основания КБ.
История ильюшинского конструкторского бюро началась 13 января 1933 года, когда приказом заместителя народного комиссара тяжёлой промышленности СССР и начальника Главного управления авиационной промышленности Петра Ионовича Баранова на заводе № 39 имени В.Р. Менжинского было образовано конструкторское бюро опытного самолётостроения лёгких самолётов и войсковых серий.
За 80 лет конструкторским бюро разработано более 200 и создано более 120 типов самолётов разных модификаций. За всю историю существования КБ «Ильюшин» на серийных заводах было выпущено более 60 тыс. самолётов марки «Ил». Их отличает простота конструкции, технологичность производства, высокая надёжность, большой ресурс, удобное пилотирование и техобслуживание.
Для военно-воздушных сил страны создавались самолёты бомбардировочной и штурмовой авиации, военно-транспортные самолёты, самолёты специального назначения. Весомый вклад в победу в Великой Отечественной войне внесли легендарные штурмовики Ил–2 и Ил–10, дальние бомбардировщики Ил–4, составлявшие более 30% всех боевых самолётов. В послевоенные годы первым массовым реактивным бомбардировщиком ВВС стал самолёт Ил-28.
Сегодня "ильюшинцы" работают над проектами турбовинтового самолёта для местных авиалиний, модернизацией пассажирского дальнемагистрального широкофюзеляжного лайнера, грузопассажирского топливозаправщика, среднего военно-транспортного самолёта, нового тяжёлого военно-транспортный самолёта (ПАК ТА), а также осуществляют сопровождение сверхтяжёлых военно-транспортных ВС. Это лишь некоторые из перспективных разработок компании «Ил».
Эта знаменитая фирма — лидер среди дочерних предприятий ОАК по количеству одновременно реализуемых программ. Надо отметить, что приведённый перечень далеко не полный. Наиболее крупные и трудоёмкие на данный момент проекты «Ильюшина» — серийное производство тяжёлого военно-транспортного самолёта Ил‑76МД‑90А, запуск в серию самолёта-топливозаправщика Ил‑78М‑90А, мелкосерийное производство специальных версий широкофюзеляжного лайнера Ил‑96, а также сборка первых экземпляров лёгкого военно-транспортного Ил‑112В. Есть ещё работы по модернизации Ил‑76 и Ил‑78 различных
модификаций, авторский надзор за ранее выпущенными самолётами.
Новые разработки компании «Ил» начинают свой путь, как правило, в бюро эскизного проектирования. О некоторых интересных проектах рассказывает заместитель главного конструктора по аэродинамике, динамике полёта и системе управления — заместитель начальника бюро эскизного проектирования компании «Ил» Ольга Круглякова.
Ил‑114–300
В августе 2016 года на производственной площадке Нижегородского авиационного завода (НАЗ)«Сокол» (филиал РСК «МиГ») состоялось совещание по реализации программы Ил‑114 под председательством президента ОАК Юрия Слюсаря. «Мы находимся в графике, который был представлен Президенту России, — сообщил по итогам заседания Юрий Слюсарь. — Работа по подготовке серийного производства Ил‑114 развёрнута, идёт процесс оцифровки проектной документации, просчитываются варианты использования задела, сделанного на Ташкентском заводе. Это позволит приблизить срок первого вылета самолёта. В целом по проекту, с учётом кооперации, более 40%, по нашим расчётам, может быть локализовано в Нижнем Новгороде и на предприятиях Приволжского федерального округа. Это такие предприятия, как “Гидромаш”, “Полет”, “Теплообменник”. Финальная сборка самолёта будет осуществляться на заводе “Сокол”».
Ил‑114 — региональный турбовинтовой самолёт. Универсальная транспортная платформа обеспечивает возможность создания на базе пассажирского Ил‑114 семейства самолётов различного применения — грузового, комбинированного грузо-пассажирского, самолётов специальной авиации (патрульного, медицинского, воздушного командного пункта, самолёта аэрофотосъёмки и др.), самолёта на лыжно-колёсном шасси.
Решение об организации серийного производства самолётов Ил‑114 было принято в мае 2016 года. Эта небольшая машина должна обеспечить внутренний рынок местных авиаперевозок современными воздушными судами в классе самолётов с количеством мест до 52–64. В качестве предприятия-финалиста по реализации проекта Ил‑114 выступит РСК «МиГ», в состав которой вошел НАЗ «Сокол». Окончательная сборка самолёта будет осуществляться на нижегородской площадке.
«Минпромторг России совместно с Минфином России проработал вопрос финансирования проекта Ил‑114, — сообщил заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Андрей Богинский. — В 2016 году программой предусмотрено выделение 2,3 млрд. рублей финансирования. Указанные средства будут использоваться на финансирование ОКРа, техническое перевооружение производства завода-изготовителя и заводов производственной кооперации, а также развертывание и поддержание системы послепродажного обслуживания».
Опытно-конструкторские работы по проекту проводит разработчик самолёта — компания «Ил». В конструкцию машины будут внесены некоторые изменения. «Относительно базового самолёта у нас меняется поперечное V крыла, — рассказывает Ольга Круглякова. — Мы его увеличиваем для того, чтобы иметь на посадке больший угол отклонения закрылков и, соответственно, меньшую посадочную скорость, лучшие посадочные характеристики». Кроме того, за счёт того, что на новом Ил‑114 вместо прежнего двигателя ТВ7–117С решено установить его новую модификацию ТВ7–117СМ с большей тягой, улучшатся взлетные характеристики машины.
В перспективе компания «Ил» рассматривает унификацию мотора Ил‑114 с двигателем ТВ7–117СТ, который будет ставиться на легкий военно-транспортный самолёт Ил‑112В. В этом случае Ил‑114 сможет базироваться с максимальным взлетным весом на полосе длиной всего 1 300 м (сейчас — порядка 1 900 м). Это даст значительное улучшение взлетно-посадочных характеристик.
Кроме того, на Ил‑114 идет замена части бортового оборудования на более современное, благодаря чему удастся достичь полного импортозамещения. Для успешного выполнения экипажем своих обязанностей, на Ил‑114–300 устанавливается цифровой пилотажно-навигационный комплекс, обеспечивающий взлёт и посадку в метеоусловиях, соответствующих категории II ИКАО. Вся пилотажно-навигационная информация и сведения о работе самолётных систем отображаются на пяти цветных жидкокристаллических дисплеях.
«Предполагается сертификация Ил‑114–300 по авиационным правилам АП‑25, — говорит Ольга Круглякова. — Сейчас у него сертификат по нормам лётной годности гражданских самолётов НЛГС‑3. Правда, первые машины, которые соберут на базе фюзеляжей, пришедших из Ташкента, будут сертифицированы еще по НЛГС‑3, а те, которые будут с нуля производиться в России — по АП‑25. Имея сертификат по АП‑25, они могут продаваться на внешнем рынке».
Топливозаправщик Ил‑96–400ТЗ
В 2015 году управление пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации сообщило, что военное ведомство заключило контракт с ОАК на постройку самолётов-топливозаправщиков Ил‑96–400ТЗ. Эта машина создаётся на базе грузовой модификации Ил‑96–400Т. Он будет способен передать свыше 65 тонн топлива на удалении до 3,5 тыс. км.
На Ил‑96–400ТЗ будут установлены универсальные приборы авиационной заправки УПАЗ‑1, прекрасно зарекомендовавшие себя на строевых самолётах-топливозаправщиках Ил‑78.
Самолёты соберут в Воронеже, где были построены все лайнеры семейства Ил‑96. «ВАСО оправдал наши ожидания, — заявил заместитель председателя Правительства России Дмитрий Рогозин после посещения в 2016 году Воронежского акционерного самолётостроительного. — Компания способна производить больше конкурентной продукции. России нужны мощные стратегические топливозаправщики. Возможно, разворачивать их производство будем именно здесь».
Компания «Ил» своевременно начала работы по созданию Ил‑96–400ТЗ. Были выполнены и лётные испытания, подтвердившие возможность создания этой версии лайнера. «Те полёты, которые мы провели в паре с истребителями, показали, что Ил‑96–400ТЗ совместим с маленькими самолётами, а совместимость с большими самолётами мы уже будем оценивать при проведении госиспытаний, — рассказал генеральный конструктор компании «Ил» Николай Таликов. — Мы, со своей стороны, уверены в том, что из Ил‑96–400Т можно сделать топливозаправщик для военной авиации».
Самолёт Ил‑96–400Т — грузовая модификация Ил‑96–300, разработанная с учётом пожеланий авиакомпаний и соответствующая всем современным отечественным и мировым требованиям. На нём установлено отечественное оборудование, включая четыре турбовентиляторных двигателя ПС‑90А1. Максимальная коммерческая нагрузка Ил‑96–400Т составляет 92 т.
«По результатам совещания у Президента России нам было дано указание продолжить работы по топливозаправщику на базе Ил‑96–400Т, — рассказала Ольга Круглякова. — Раньше военные только хотели иметь 65 тонн топлива на дальности 3,5 тыс. км. Теперь проект был скорректирован, они хотят иметь не просто топливозаправщик, а конвертируемый вариант: возить и грузы, и людей, а когда хотят — проводить заправку».
В связи с новыми пожеланиями заказчика прошла корректировка техзадания, выполнена перекомпоновка самолёта. На нижней палубе разместятся баки с топливом для дозаправки, наверху за кабиной экипажа — кресла для пассажиров, дальше — место для контейнеров. Прорабатывается вопрос загрузки машины. Самолёт должен базироваться не на гражданских, а на военных аэродромах, где нет погрузчиков для стандартных контейнеров. Поэтому заказчику рекомендовано приобрести таковые.
Ил‑96–400М
Получает дальнейшее развитие и пассажирская версия Ил‑96–400, получившая обозначение Ил‑96–400М. В сентябре 2016 года Дмитрий Рогозин в ходе визита в Воронеж сообщил: «В период до создания стратегически нового пассажирского самолёта… у нас появляется Ил‑96–400, который может закрыть основные наши потребности как по дальнемагистральным полетам на Дальний Восток из европейской части, так и чартерные поездки в курортный сезон в те страны, куда нужны большие «эйрбасы».
Вот в этом — смысл решения, на которое Президент тоже выделил дополнительные средства». По словам вице-премьера, у лайнера будет удлинённый фюзеляж, за счёт чего число пассажиров увеличится до 400 человек, а новый двигатель ПД‑14, который планируется устанавливать на этот самолёт, позволит тратить меньше топлива.
Широкофюзеляжный дальнемагистральный пассажирский самолёт Ил‑96–400М создается на базе серийного самолёта Ил‑96, в целях дальнейшего совершенствования самолётов этого типа и расширения их транспортных возможностей. Фюзеляж большого диаметра обеспечивает пассажирам современный уровень комфорта в длительных перелетах. По показателям надежности, безопасности и экономичности Ил‑96–400М стоит на одном уровне с мировыми аналогами.
В аэродинамической компоновке, конструкции и системах самолёта применены современные конструкторские решения, обеспечивающие высокий уровень безопасности и экономичность самолёта в эксплуатации. Современные материалы, используемые в конструкции, позволяют уменьшить массу самолёта, сохранив при этом необходимую прочность и жесткость. Аэродинамика крыла позволяет осуществить надежный и безопасный полет во всем эксплуатационном диапазоне скоростей.
«Это будут пассажирский самолёт с двухчленным экипажем — это главное изменение от базовой машины, — говорит Ольга Круглякова. — Мы смотрим, что еще можно сделать. Есть, например, предложение изменить систему управления на более современную. Кстати, когда мы делали предложения по Ил‑96–400М, мы предлагали провести ремоторизацию и поставить на него вместо четырёх ПС‑90 четыре ПД‑14М, а в перспективе, когда появится новый 35-тонных двигатель — два таких. Тогда бы получился двухдвигательный самолёт с лучшей экономикой. Мировая тенденция сейчас — двухдвигательный самолёт».
СВТС (Ил‑214)
Продолжаются в «Ильюшине» и работы по другой традиционной тематике предприятия — военно-транспортным самолётам.
Запустив в серию модернизированный тяжёлый Ил‑76МД‑90А, выйдя на этап сборки первого летного Ил‑112В, компания «Ил» вернулась к проекту среднего военно-транспортного самолёта (СВТС) с полезной нагрузкой в районе 20–25 тонн. Этот проект неоднократно менял свои названия. Еще в 1990-е годы начинались проработки машины в этой размерности под индексом Ил‑214. Затем в 2000-е годы создавался совместный российско-индийский проект многоцелевого транспортного самолёта (МТС), названный в Индии Multi-role Transport Aircraft (MTA).
Однако по независящим от «Ильюшина» причинам Индия пока приостановила участие в этой программе.
«Тогда было очень много специфических требований — высотные аэродромы в горах до 5 километров, жара, плюс они на него собирались поставить какое-то необычайное количество вооружения, включая бомбы и пушки, — рассказывает Ольга Круглякова. — Хотели, чтобы он был ударным, стрелял, бомбил, заправлял и заправлялся, да еще и грузы возил. Мы их пытались убедить, что при таком количестве задач можно сделать только самолёт, который будет плохо выполнять все эти функции».
Теперь российские воздушно-космические силы возвращаются к идее создания самолёта в этой размерности. «Самолёт им нужен вместо состарившихся Ан‑12, — говорит Круглякова. — Решили запустить полномасштабный ОКР с 2017 года. Техзадание практически полностью подписано. Для нас этот самолёт будет проще, чем с индийцами. Если брать российское техзадание, то там все гораздо продуманней».
Одной из проблем прежнего проекта МТС/MTA была основная силовая установка. Для столь особых требований, которые выдвигала индийская сторона, пришлось ставить на самолёт двигатель ПС‑90. Однако
этот двигатель с тягой от 16 тонн был явно больше потребностей машины, рассчитанной на 20-тонную перевозимую нагрузку. Без специфических индийских требований, для нынешнего СВТС вполне подходит двигатель ПД‑14, создаваемый в настоящее время в Объединенной двигателестроительной корпорации (входит в состав госкорпорации «Ростех») для пассажирского самолёта МС‑21.
В качестве же первого этапа «Ильюшин» предлагает вариант с ПС‑90.
«Для начала мы предложили провести продувки полной модели самолёта с двигателями ПС‑90 и ПД‑14 — у них гондолы разного диаметра, — рассказывает Ольга Круглякова. — Если в 2017 году будет запущен полноценный ОКР по СВТС, он начнется с эскизного проекта самолёта. Но на него нельзя выйти, не имея продувок полной модели. Поэтому и была предложена идея начать продувки опережающими темпами».
Кроме того, «Ил» предлагает установить на СВТС трехканальную электродистанционную систему управления: один канал основной, второй — упрощенный, третий — резервный. Благодаря этому удастся обеспечить шестикратное резервирование системы.
Дальнейшие перспективы
Ведутся в «Ильюшине» также проработки новых машин большой и сверхбольшой грузоподъёмности. В начале 2016 года началась работа по перспективному тяжёлому военно-транспортному самолёту (ПТС). Рассматривались варианты лайнера со 100-тонной полезной нагрузкой, потом с 80-тонной. Прорабатывались варианты расположения грузов в два ряда, с проходом между ними. Заказчики при этом высказывали пожелания о скорости крейсерского полета 850 км/час.
«Но не бывает чудес! — вздыхает Ольга Круглякова. — При таком фюзеляже к нему должно быть громадное крыло с огромной массой. Тогда получалось, что мы будем возить только сами себя. Тогда мы сделали такое предложение: сделать базовый на 80 тонн. Если добавить вставку в фюзеляж по примеру Ил‑76МФ — получаем 100-тонную версию. Для 60-тонной наоборот вырезаем секцию фюзеляжа. И никаких двух рядов размещения грузов».
Прорабатываются вопросы и сверхтяжёлых самолётов с грузоподъёмностью более 100 тонн. Но для этого потребуется новый мощный отечественный двигатель. В настоящее время Объединенная двигателестроительная корпорация готовится к созданию турбовентиляторных двигателей большой тяги для перспективных самолётов.
По словам главного конструктора семейства двигателей ПД в компании «Авиадвигатель» Игоря Максимова, в линейке больших моторов базовым предполагается сделать ПД‑35 с тягой 35 тонн. Именно такой мотор даст возможность говорить о перспективном сверхтяжёлом транспортном лайнере.
По материалам корпоративного журнала Объединённой авиастроительной корпорации "Горизонты" №4 2016 (#12) и официального сайта ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина»