МС-21: итоги 2019 года

В истории создания самолёта МС-21 2019 год запомнится несколькими знаменательными событиями, которые широко освещались в СМИ и стали резонансными не только в профессиональной среде. Во-первых, это публикация в одном из центральных изданий, где утверждалось, что американские санкции, введённые в сентябре 2018 года против ульяновского предприятия "АэроКомпозит", угрожают остановкой программе создания отечественного конкурента дуополии "А" и "Б". Второе - это очередной Московский международный авиасалон (МАКС-2019), где МС-21, представленный тремя опытными самолётами, стал главным действующим лицом всей выставочной и лётной программы.

Но обо всём по-порядку, сначала - о полимерных композитах (ПКМ).

В сентябре 2018 года Соединённые Штаты ввели новые ограничения в торговле с российскими компаниями, в том числе в целях оказания давления на программу МС-21. Поставки компонентов для изготовления композитного крыла нового российского лайнера выполняла американская Суtec Industries, принадлежащая бельгийской компании Solvay. В начале января 2019 года они прекратили поставки из-за санкций в отношении АО «АэроКомпозит» и АО «ОНПП «Технология» имени Ромашина».

В этой связи 28 января 2019 года в ходе совещания Правительства, курирующий в кабмине оборонно-промышленный комплекс вице-премьер Юрий Борисов, рассказал, что Минпромторг совместно с ОАК разработали план мероприятий по замене иностранных комплектующих изделий и материалов, используемых в МС-21, на российские аналоги. "В результате реализации этих мер, мы надеемся, что к 2022 году уровень локализации составит 97%. То есть зависимости от импортных поставок этот самолёт иметь практически не будет", - доложил вице-премьер.

В этот же день председатель Правительства Дмитрий Медведев сообщил в своём Твиттере, что в 2019 году на программу МС-21 выделяется около 1 млрд 600 млн рублей. В 2020 и 2021 годах планируется выделить 4,11 млрд и 4,81 млрд руб. соответственно. Субсидированию подлежат 90% затрат на реализацию и обслуживание лайнеров МС-21.

Активная боковая ручка управления — «изюминка» МС-21

О том, что ещё на ранней стадии разработки самолёта началась работа по созданию отечественных композиционных материалов, рассказал в январе и президент ОАК Юрий Слюсарь. По его словам, эта работа была активизирована в 2015 году, когда на стадию конкретной реализации вышел проект "Росатома" по строительству завода в "Алабуге" - особой экономической зоне промышленно-производственного типа в Елабужском районе Республики Татарстан. Сейчас завод уже производит изделия из ПКМ.

В свою очередь гендиректор АО "АэроКомпозит" Анатолий Гайданский в интервью "АиФ" рассказал о несоответствии действительности информации некоторых СМИ, что компании Hexcel и Toray остановили поставки ПКМ. "С Toray мы не работали. С Hexcel взаимодействовали на начальном этапе, но позднее переключились на альтернативных поставщиков. Мы используем продукцию Solvay. Это бельгийская компания, а материал производит её американское подразделение. Действительно, она прекратила поставки с 26 сентября [2018 г.], когда "АэроКомпозит" оказался в списке США. Однако это не санкции, а технологические ограничения Министерства промышленности и торговли США. Активы у нас не арестованы. Речь идёт о том, что товар, произведённый на территории США, по лицензии США либо с американской долей добавленной стоимости больше 25%, не может быть поставлен без соответствующей экспортной лицензии", - рассказал Гайданский.

Он уточнил, что сертификация самолёта с ПКМ компании Solvay продолжается, в 2020 году ожидается получение сертификата типа. "С новым российским материалом параллельно идём по пути получения дополнения к сертификату типа. Думаю, к концу 2020 года это дополнение к сертификату типа получим", - подвёл итог теме отечественных ПКМ гендиректор "АэроКомпозита".

В ходе авиасалона МАКС-2019 генеральный конструктор корпорации "Иркут" Олег Демченко сообщил, что предварительные испытания отечественных ПКМ для серийного производства самолётов МС-21, должны завершиться до конца нынешнего года. "Начались испытания композиционных материалов "Росатома". Начиная с сегодняшнего дня до конца года мы должны завершить предварительные испытания. Мы уверены, что получим положительные характеристики", - сказал Демченко 28 августа. По его словам, полностью испытания продлятся "минимум год".

С целью формирования рынка ПКМ было создано АО "НПК "Химпроминжиниринг" - управляющая компания дивизиона госкорпорации "Росатом" по композитным материалам, которая под брендом Umatex Group объединяет научно-исследовательский центр и предприятия по производству высокопрочных и высокомодульных углеродных волокон и тканей на их основе. Компания ведёт разработку технологий, цель которых использовать в программе МС-21 углеродное волокно, ткань и предварительно пропитанные материалы только российского производства.

В конструкции МС-21 будут только российские композитные материалы

В феврале вице-премьер Юрий Борисов, выступая с лекцией в Московском авиационном институте, предложил принимать жёсткие административные меры против продукции западных производителей - российским самолётостроительным предприятиям необходимы государственные субсидии. "Должна быть агрессивная государственная политика по вымыванию западных образцов гражданской авиатехники и доминированию российской техники. Вплоть до прямого субсидирования ценовой разницы, - считает Юрий Борисов. - Чудес не бывает. Если «Боинг» выпускает самолёт в день, а мы – самолёт в месяц, то о конкурентоспособности говорить трудно. Закон массового производства никто не отменял. И потому, по крайней мере, на первых порах самолётостроителям нужны преференции со стороны государства", - пояснил он.

В начале февраля завершилась первая сессия полётов в рамках программы сертификации МС-21, в которой принимали участие лётчики-испытатели Европейского агентства по безопасности полётов (EASA). В ходе испытаний оценивалось поведение самолёта на различных режимах полёта, в том числе на больших углах атаки и при сваливании. Полёты продолжительностью от 2,5 до 4 часов выполнялись на высотах от 3000 до 10000 м.

16 марта на аэродроме ИАЗ состоялся первый полёт третьего опытного самолёта МС-21-300, бортовой № 73054. Продолжительность полёта составила 1 час 30 минут, он проходил на высоте до 3500 метров при скорости до 450 км/час. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил: «Лётные испытания самолёта МС-21-300 продолжаются. Сегодня к ним подключилась третья машина. На этом самолёте помимо специального оборудования для испытаний устанавливается пассажирский салон».

В мае глава Ростеха Сергей Чемезов уточнил сроки начала поставок МС-21 в авиакомпании. Он сообщил, что из-за введённых ограничений на ввозимые материалы для производства композитного крыла, серийные поставки самолётов МС-21 для авиакомпании "Аэрофлот" начнутся в 2021 году, изначально планировалось их начать в 2020 году. Он также сообщил, что изготовление композитного крыла из российских материалов для самолёта МС-21 начнётся в ближайшее время.

18 мая опытный самолёт с бортовым номером 73051 выполнил испытательные полёты на определение минимальной скорости отрыва при определённом взлётном весе. В общей сложности было выполнено пять взлётов, каждый из которых сопровождался касанием хвостовой пяты о взлётно-посадочную полосу. Эта конструкция позволяет защитить фюзеляж от повреждений при соприкосновении с полосой и определить угол тангажа, при котором самолёт может её задеть.

В середине июня завершилась вторая сессия полётов в рамках программы валидации МС-21-300 Европейским агентством по безопасности полётов. В ходе лётных испытаний специалисты EASA оценивали поведение самолёта в различных режимах до высоты 12 000 м. Полёты выполнялись с большой и малой взлётной массой, в условиях передней и задней центровки. Была продемонстрирована работа комплексной системы управления самолётом в основном режиме. Испытатели оценили поведение самолёта на минимальных эволютивных скоростях взлёта и посадки, в том числе с имитацией отказа двигателя.

Импортозамещение

В течение года поступали сообщения о продолжающихся ОКР по самолёту. Так, Ростех в июле сообщил, что Обнинское научно-производственное предприятие «Технология» им. А.Г. Ромашина разработает новое остекление для кабины пилотов самолётов МС-21. Применение инновационных материалов позволит увеличить динамическую прочность остекления в полтора раза и снизить его массу на 15% по сравнению с аналогами. В рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ «Технология» проведёт более 20 видов испытаний нового остекления, в частности на прочность, птицестойкость, герметичность, воздействие высоких и низких температур, молнии, статического электричества и т.д. К серийному выпуску нового остекления предприятие планирует приступить в 2021 году.

Из материалов сайта госзакупок стало известно, что корпорация «Иркут» приобретёт по программе импортозамещения кресла пилотов для 100 серийных самолётов МС-21 за один млрд руб. Единственным поставщиком комплекта из 200 кресел стало ООО «СП «Автоматика» из подмосковного Долгопрудного.

По программе МС-21 реализуется комплексный план импортозамещения

В июле в интервью "Интерфаксу" глава Минпромторга Денис Мантуров рассказал о стоимости программы МС-21 и к чему привели американские санкции в программе разработки лайнера.

"На разработку Superjet 100 было потрачено около $2 миллиардов. МС-21 - вся программа рассчитана на запуск серийного производства почти 100 машин в год - общий объём затрат будет около $4 миллиардов", - сказал министр. Он отметил, что уровень локализации с учётом двигателя у МС-21 будет порядка 70%, а с двигателем Pratt & Wittney - около 50%. У Суперджета было 30% российского, сегодня 40%, остальное импортное. "Поэтому мы и не можем поставить SSJ100 в Иран, хотя там есть потребность в 100 машинах", - отметил он.

Касаясь вопроса санкций, которые осенью 2018 года были введены против завода "АэроКомпозит", Денис Мантуров пояснил, что никакого плана противодействия санкциям составить заранее было невозможно, потому что руководствуясь здравым смыслом, невозможно прогнозировать, что, вопреки всей логике, США придумают завтра. "В каждом конкретном случае нам эту подушку безопасности приходится изобретать отдельно", - сказал он.

"Кто, например, представлял, что наложены будут американские санкции на компанию АэроКомпозит, которая производит крылья для МС-21? Это что? На мой взгляд, просто нечестная конкуренция. Это как-то связано с национальной безопасностью США? Или это военная продукция? Они просто почувствовали, что МС-21 получается качественным продуктом, а по сути это прямой конкурент Boeing 737. Но мы заранее, давно запустили проект по собственному производству волокна той марки, которое будет 100-процентным заменителем американского композита. Это, кстати, не ответ на санкции, это программа импортозамещения", - добавил Мантуров

Сколько стоит создание МС-21

Летом корпорация "Иркут" разместила заказ на 20 комплектов маршевых силовых установок PW1400G для самолётов МС-21, которые пополнят парк "Аэрофлота" и Red Wings. Максимальная стоимость заказа - $250 млн. Компания United Technologies поставит 20 комплектов (по два двигателя в каждом) в течение 2020-2023 годов.

Ещё в августе 2017 года корпорация "Иркут" обнародовала план поставок двигателей для самолёта МС-21. В соответствии с планом, ПД-14 будет установлен на половину из первых 630 серийных самолётов. Ключевой заказчик «Аэрофлот» получит все МС-21 с двигателями Pratt&Whitney, а Red Wings - четыре самолёта с ПД-14 и двенадцать с PW1400G-JM. С 631-го выпущенного самолёта оснащение лайнера американской или российской силовой установкой останется на усмотрение заказчика.

16 августа на Иркутском авиазаводе состоялся запуск первой очереди производственного корпуса АО «ПРОМТЕХ-ИРКУТСК» по изготовлению жгутов и трубопроводов самолёта МС-21. Производство жгутов непосредственно на территории завода существенно сократит затраты на их транспортировку, в сравнении с продукцией, поставляемой из других регионов, и позволит оперативно решать вопросы поставок.

В сентябре в видеосюжете программы "Вести" телеканала "Россия 24" рассказали, что в подмосковной Балашихе в рамках программы импортозамещения для лайнера МС-21 авиационная корпорация "Рубин" готовит производство плунжерных насосов для топливной и гидравлической систем, а также приводов электрогенераторов. Правительство требует сократить наличие иностранных деталей в самолёте с шестидесяти процентов до трёх. Финансирование проекта осуществляется за счёт кредита, который выделил Фонд развития промышленности. На текущий момент в сборке МС-21 частично используются комплектующие американских и европейских производителей. Сейчас конструкторы "Рубина" завершают разработку деталей, затем последуют испытания и их серийный выпуск. Новая продукция позволит в будущем полностью заместить аналогичные агрегаты зарубежного производства.

Тогда же стало известно о разработке Концерном радиоэлектронных технологий (КРЭТ) для семейства самолётов МС-21 полностью цифрового информационно-вычислительного комплекса системы управления. Новинкой для российского авиастроения также явиляется установка на ИВК-КСУ-МС-21 дистанционного управления приводами по цифровому каналу обмена и обеспечение наивысшего уровня безопасности программного обеспечения. Электронный блок управления в данных приводах устанавливается непосредственно на привод либо рядом с ним. Связь электронного блока управления привода с вычислительной платформой ИВК осуществляется по цифровым каналам. В течение года оборудование КРЭТ проходило лётные и сертификационные испытания в составе самолёта МС-21.

МС-21 — импортозамещение от системы управления двигателем до колёс

МАКС-2019

Корпорация "Иркут" представила на авиасалоне все три опытных МС-21-300 - это были самолёты с регистрационными номерами 73051, 73053 и 73054. Борт 73054 с двухклассным пассажирским салоном принимал специалистов и гостей МАКСа, чтобы они оценили уровень комфорта российского лайнера. Два других предназначались для статической экспозиции и демонстрационных полётов.

Ранее, ещё весной 2018 года, планировалось мировую премьеру самолёта устроить на одном из авиашоу в Юго-Восточной Азии. Но плотная программа лётных испытаний и наличие на тот момент двух самолётов не позволяли принять участие в зарубежном показе без ущерба сертификационным испытаниям. Тем более, товар потенциальным заказчикам нужно было показать лицом - т.е., продемонстрировать не на картинках и в презентациях преимущества пассажирского салона с широким проходом, где могут разойтись два человека с багажом, а показать это на действующем самолёте. И московский авиасалон 2019 года подходил к этому как нельзя лучше. Третий опытный образец был оснащён полноценным пассажирским салоном, в конце которого вместо нескольких рядов кресел была установлена испытательная аппаратура. Пассажирские кресла российского производства, которые демонстрировались в салоне МС-21, успешно прошли испытания на динамические условия аварийной посадки с перегрузкой 16g и 14g.

По окончании авиасалона лётчик-испытатель корпорации "Иркут" Роман Таскаев, который первым в конце весны 2017 года поднял МС-21 в небо, рассказал о том, как идут лётные испытания машины. «Мы про­шли до­ста­точ­но при­лич­ный путь к по­ни­ма­нию, что может этот самолёт. Мы за­щи­ти­ли углы сва­ли­ва­ния, мы про­шли су­ма­сшед­шее ис­пы­та­ние на флат­тер, мы про­шли ис­пы­та­ние по пре­рван­ным про­дол­жен­ным взлё­там, опре­де­ле­ние раз­лич­ных ха­рак­те­ри­стик», - поделился эмоциями лёт­чик-ис­пы­та­тель. Он добавил, что впереди ещё много интересной работы, а самолёт понравится тем, кто на нём будет летать.

Го­во­ря о воз­мож­но­стях лай­не­ра, Тас­ка­ев рассказал, что лётчики в процессе пилотажа достигают углов тан­га­жа по­ряд­ка 40-45 гра­ду­сов. «Чтобы вы­ве­сти самолёт из этого тан­га­жа, им при­хо­дит­ся уве­ли­чи­вать крен, ну, ска­жем так, до 90-100 гра­ду­сов и даже больше», - по­яс­нил лётчик-испытатель. Такое пояснение потребовалось после появления в Сети фотографий и видеороликов демонстрационных полётов МС-21 в лётной программе МАКСа, когда самолёт делает вираж под визуально заметным углом более 90° к поверхности земли. Во время таких съёмок самолёт пилотировали лётчики-испытатели корпорации "Иркут" Олег Кононенко и Василий Севастьянов. «Это не называется трюки или что-то, это просто обычное пилотирование, да, немножко больше кренов, набора высоты, снижения, но это нужно, чтобы максимально полно показать возможности самолёта», - рассказал Василий Севастьянов.

Во время проведения Международного авиационно-космического салона МАКС-2019 корпорация «Иркут» заключила соглашения о намерениях о поставке десяти самолётов МС-21-300 авиакомпании Bek Air (Казахстан), ещё пять лайнеров планирует приобрести российская авиакомпания «Якутия». Но это пока не твёрдые контракты. Твёрдые контракты на поставку 175 лайнеров подписаны с "дочкой" госкорпорации "Ростех" - "Авиакапитал-Сервисом" (85 штук, 50 из которых для "Аэрофлота"), "Ильюшин Финанс" (50 самолётов, 16 из них для Red Wings), "ВЭБ-лизингом" (30) и авиакомпанией "ИрАэро" (10).

МАКС-2019: в главной роли — МС-21

В сентябре Ростендер сообщил, что «Аэрофлот» начинает строительство нового тренажёрного комплекса для обучения своего персонала полётам на МС-21. Как ожидается, объект будет сдан в 2021 году. Комплекс разместится на базе Центра подготовки авиационного персонала «Аэрофлота» в Химкинском районе Московской области. В трёхэтажном здании установят пилотажные тренажёры и тренажёры для аварийно-спасательной подготовки, разместят компьютерные и учебные классы для подготовки пилотов, бортпроводников и инженерно-технического авиаперсонала.

16 сентября третий опытный МС-21-300 с регистрационным номером 73054 выполнил первый международный перелёт. За 3,5 часа самолёт, пилотируемый командиром воздушного судна Василием Севастьяновым и вторым пилотом Олегом Мутовиным, преодолел расстояние более 2400 км из Жуковского в Стамбул для участия в фестивале авиации, космоса и технологий «Технофест». В 13:26 по местному времени (совпадает с московским) лайнер приземлился на взлётно-посадочную полосу аэропорта имени Ататюрка.

По словам Олега Мутовина, во время полёта российские диспетчеры несколько раз переспрашивали на каком типе воздушного судна совершался полёт. "К нам было повышенное внимание. И в России, и в Турции диспетчерские службы нас несколько раз запрашивали тип самолёта, хотя в заявке всё указано, в России диспетчеры желали нам удачи и в голосе чувствовалась гордость".

В конце октября в Жуковском завершилась третья сессия испытательных полётов специалистов EASA в рамках программы сертификации самолёта МС-21-300. Неделей ранее в небе Московской области одновременно два МС-21 выполняли испытательные полёты.

Д. Мантуров: нам каждый месяц прилетает новый «привет» [от наших «партнёров»]

В начале года в одной из наших статей мы писали: "Летом 2019 года в небо поднимется четвёртый, заключительный, опытный самолёт. Он будет оснащён двигателями ПД-14 и предназначен для сертификации самолёта с российскими двигателями". Как выяснилось позже, здесь была допущена неточность, возникшая из-за не всегда корректных по срокам и фактам сообщениий в СМИ ответственных лиц разного уровня. За консультацией мы обратились в корпорацию "Иркут", где нам пояснили, что ранее, в связи с насыщенной программой лётных испытаний, было принято решение строить не четыре, а пять опытных самолётов, и именно пятый, а не четвёртый МС-21-300 будет оснащён двигателями ПД-14. В апреле два двигателя были переданы на ИАЗ.

В конце ноября четвёртый опытный самолёт был переведён из цеха окончательной сборки Иркутского авиазавода на Лётно-испытательную станцию, где прошли отработки систем лайнера и подготовка самолёта к первому полёту, который состоялся 25 декабря.

10 декабря на автоматизированной линии сборки ИАЗ прошла состыковка двух полуфюзеляжей пятого опытного самолёта. На видео, предоставленном корпорацией "Иркут", показано, с какой точностью происходит эта операция.

Что ожидается в 2020 году

В начале года к сертификационным испытаниям в Жуковском присоединится четвёртый опытный самолёт. Летом, точный срок не указывается, пятый, завершающий опытную партию самолёт с двигателями ПД-14, приступит к сертификационным испытаниям.

В 2020 году планируется получить сертификат типа Росавиации, затем он пройдёт валидацию в EASA и в 2021 году МС-21-300 получит сертификат европейского авиарегулятора. К концу 2020 года ожидается завершение испытаний крыла, изготовленого из российских ПКМ, и получение дополнения к сертификату типа.

В 2021 году начнутся серийные поставки лайнера первым заказчикам - "Аэрофлоту", "ИрАэро", Red Wings. Но обо всём этом мы узнаем через год, когда будем подводить очередные итоги.

За два года «Иркут» выпустит 18 самолётов МС-21-300

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (16 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...