В Центральном аэрогидродинамическом институте прошли испытания модели перспективного самолёта малой авиации с расположением маршевой силовой установки на законцовках крыла и наличием распределённой электрической силовой установкой (РЭСУ) вдоль передней кромки крыла. Этот проект разрабатывается в рамках научно-исследовательской работы «MANGo-ЦАГИ», сообщили в институте.
Основным преимуществом проектируемого самолёта является низкий расход топлива по сравнению с эксплуатируемыми летательными аппаратами подобного класса. Это преимущество обеспечивается винтовой маршевой силовой установкой, расположенной на законцовках консолей крыла. Такое расположение движителей способствует повышению аэродинамического качества воздушного судна за счёт «раскручивания» концевых вихрей струями от винтов, закрученными в обратную сторону.
Другой особенностью самолёта является применение дополнительной РЭСУ, которая состоит из электродвигателей с воздушными винтами, размещёнными на передней кромке крыла. Такая схема обеспечивает активный обдув взлётно-посадочной механизации и предназначена для повышения несущих свойств крыла, что значительно сокращает дистанцию разбега и пробега после посадки ВС.
Кроме того, учёные ЦАГИ опробовали внедрение средств повышения эффективности органов управления для самолётов короткого взлёта и посадки, это мини-щитки, а также двухзвенные элементы управления, совмещающие в себе функции закрылка и элерона – флапероны.
Демонстратор беспилотного самолёта «Партизан» выполнил первый полёт
Аэродинамические исследования проводились в большой аэродинамической трубе малых скоростей института при различных скоростях воздушного потока в широком диапазоне углов атаки и скольжения, в том числе с моделированием работы маршевой силовой установки и РЭСУ. Полученные результаты показали, что размещение маршевой винтовой СУ на концах крыла обеспечивает снижение сопротивления до 30 процентов, повышая аэродинамическое качество и снижая расход топлива.
По словам представителя ЦАГИ, проведённые эксперименты показали увеличение максимального коэффициента подъёмной силы на взлётно-посадочных режимах при использовании РЭСУ на 40 процентов, а при одновременном использовании обдува механизации винтами маршевой силовой установки и РЭСУ – до 70 процентов. Благодаря этому проектируемый самолёт сможет базироваться на более коротких взлётно-посадочных полосах и обслуживать аэродромы в труднодоступных районах страны.