Специалисты ЦАГИ завершили этап испытаний двухлопастного воздушного винта для дополнительной распределённой электрической силовой установки (РЭСУ) самолёта местных воздушных линий. Эта технология предназначена для увеличения подъёмной силы крыла на взлётно-посадочных режимах за счёт его обдува струями винтов РЭСУ. Об этом сообщили в пресс-службе ЦАГИ.
В программе демонстрационных полётов авиасалона МАКС-2021 участвовала летающая лаборатория проекта «Партизан» укороченного взлёта и посадки, созданная в СибНИА на базе самолёта ТВС-2МС. Самолёт показал впечатляющие возможности, оторвавшись от ВПП через пять секунд после начала разбега. Экспериментальное ВС было оснащено дополнительной распределённой силовой установкой с электромоторами на нижнем крыле, воздушные винты которых обеспечивают крылу высокую подъёмную силу. Самолёт предназначен для исследования методов улучшения взлётно-посадочных характеристик за счёт активного обдува крыла винто-моторной группой.
Работы в ЦАГИ проводятся в рамках НИР «Исследования перспективных инновационных технологий и обликов летательных аппаратов, обеспечивающие создание конструктивно-технологической платформы самолётов малой авиации нового поколения», координируемой ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского». Инженеры института разработали аэродинамический проект воздушного винта, спроектировали, изготовили и испытали его модель.
Экспериментальные исследования модели проводились в большой аэродинамической трубе малых скоростей Т-104. Для проведения испытаний использовался специальный стенд для исследования воздушных винтов ВП-107. Испытания проходили при различных углах установки лопастей в диапазоне скоростей от 0 до 80 м/с. Предварительный анализ результатов подтвердил соответствие экспериментальных значений расчётным. Получены высокие для винта фиксированного шага значения коэффициентов тяги, мощности и полезного действия.
«ЦАГИ в нескольких научно-исследовательских работах показал целесообразность использования дополнительной РЭСУ для улучшения характеристик базирования самолётов малой авиации. Воздушный винт является одним из ключевых элементов данной технологии, который обеспечивает её высокую энергетическую и, как следствие, весовую эффективность», – прокомментировал научный руководитель НИР, заместитель начальника центра комплексной интеграции технологий ФАУ «ЦАГИ» – руководитель программ реализации научных проектов авиации общего назначения и воздухоплавательной техники Андрей Дунаевский.
Проект «Партизан» ведётся с 2019 года силами СибНИА и ФПИ. Это будет турбовинтовой однодвигательный самолёт, выполненный по аэродинамической схеме биплан. Дополнительная винто-моторная группа на нижнем крыле, состоящая из электродвигателей со складывающимися воздушными винтами, за счёт активного обдува крыла обеспечивает высокую подъёмную силу.