Вихрь распределённая силовая установка обдув крыла

В ЦАГИ совершенствуют технологии создания самолётов с распределенной силовой установкой

Фото: © пресс-служба ЦАГИ

Для сохранения и расширения транспортной доступности населённых пунктов в отдалённых и малонаселённых районах нашей страны авиация и вертолёты играют очень важную роль, нередко они являются единственным и безальтернативным транспортным средством для жителей таёжных посёлков. Одной из ключевых возможностей для самолётов малой авиации, обеспечивающих связь таких районов с Большой землёй, является малая дистанция разбега для взлёта. Одним из эффективных способов существенно сократить эту дистанцию является увеличение подъёмной силы крыла обдувом его поверхности струей воздушного винта.

В числе перспективных проектов рассматриваются летательные аппараты с распределённой электрической силовой установкой, осуществляющей обдув крыла винтами, расположенными вдоль его передней кромки, которые вращаются компактными электродвигателями. Применение технологии на практике позволит сократить взлётную и посадочную дистанции самолёта, что значительно расширит количество доступных населённых пунктов для местных авиалиний.

В 2018-2019 годах в Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н.Е. Жуковского в рамках разработки концепции самолётов с коротким взлётом и посадкой была изготовлена модель отсека крыла – «Вихрь», близкая по своим размерам к проектируемому демонстратору технологий. Был проведён цикл испытаний «Вихря» в аэродинамической трубе, где исследовались влияние диаметра воздушных винтов, интенсивности обдува и мощности электродвигателей на увеличение подъёмной силы крыла.

В июле 2021 года в демонстрационных полётах авиасалона МАКС участвовала летающая лаборатория с распределённой силовой установкой, созданная в СибНИА на базе самолёта ТВС-2МС, которая показала на практике эффект обдува крыла дополнительной винто-моторной группы, выполнив взлёт с дистанции около 50 метров. Электромоторы на нижнем крыле биплана и складывающиеся воздушные винты за счёт активного обдува крыла обеспечили ему высокую подъёмную силу – экспериментальный самолёт оторвался от ВПП через пять секунд после начала разбега.

ТВС-2МС «Партизан» взлетает за несколько секунд

Обдув крыла дополнительной винто-моторной группой актуален при малых скоростях полёта, когда необходимо сохранять высокое значение подъёмной силы и обеспечивать устойчивость самолёта. Продолжая исследования в этой области учёные ЦАГИ в 2022 году провели очередной этап исследований эффективности применения распределенных силовых установок для региональных самолётов.

На модели крыла вдоль передней кромки были установлены винтовые движители, которые обеспечили равномерный и «бесшовный» обдув крыла. Также были разработаны, спроектированы и изготовлены различные виды механизации для обеспечения наилучших условий обтекания крыла. Эксперименты проводились в аэродинамической трубе Т-102 при разных скоростях потока и режимах работы силовой установки. В результате испытаний были найдены наиболее эффективные сочетания оборотов воздушных винтов и положений элементов механизации, что позволит удовлетворить более строгим требованиям по базированию региональных самолётов на аэродромах класса «Д» (длина ВПП – 1 000 м) и самолётов малой авиации на аэродромах класса «Е» (длина ВПП – 500 м).

Модель отсека крыла – «Вихрь». Фото: © пресс-служба ЦАГИ

Как объяснили в пресс-службе института, полученные результаты лягут в основу валидации математических моделей, с использованием которых специалисты ЦИАМ проведут расчётно-экспериментальные исследования узлов и систем перспективных региональных самолётов, в том числе с гибридными силовыми установками. «В дальнейшем учёные ЦАГИ и ЦИАМ смогут использовать полученные результаты для улучшения лётно-технических характеристик и точности проектирования перспективных летательных аппаратов и их силовых установок», – добавил представитель ЦАГИ.

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...