ТВС-2МС — самолёт без сертификата, без двигателя и без перспектив

Фото: © Сергей Старостин / «Магаданская правда»

Самолёты «Байкал» (девять пассажиров, ЛМС-901) и «Ладога» (44 пассажира, ТВРС-44) станут основой парка малой авиации на ближнемагистральных межрегиональных маршрутах. Об этом сообщили газете «Известия» в Минпромторге. Сейчас на таких рейсах задействованы самолёты Л-410, Ан-24/26, Ан-2 и в небольшом количестве ТВС-2МС.

ТВС-2МС представляет собой глубокую модернизацию самолёта Ан-2. Разработчиком ТВС-2МС является ФАУ «СибНИА им. С.А. Чаплыгина». Работы по модернизации проводились в соответствии с контрактом с Минпромторгом в период 2011-2015 годов.

Главное отличие ТВС-2МС от оригинала – использование турбовинтового американского двигателя. Основной задачей модернизации ставился переход с авиационного бензина Б-91 и его аналогов на авиационный керосин ТС-1, за счёт чего значительно снижаются эксплуатационные расходы. Из-за отсутствия в России современного экономичного и лёгкого двигателя, в СибНИА было принято решение установить на Ан-2 вместо поршневого АШ-62ИР двигатель Honeywell ТРЕ-331-12.

В 2011 году, специально для реализации проекта ремоторизации самолёта Ан-2, в Новосибирске было образовано ООО «Русавиапром». В 2015 году разработка модификации была завершена, и Минпромторг совместно с Минтрансом взамен стандартного сертификата типа, который на тот момент не выдавали из-за отсутствия утвержденного регламента, выдали на машину аттестат о годности к эксплуатации. С тех пор эксплуатация самолёта была разрешена на основании этого документа. СибНИА и «Русавиапром» тогда же заключили лицензионное соглашение на серийное производство машины.

ТВС-2МС — вторая жизнь легендарного «кукурузника»

В декабре 2019 года Минтранс утвердил новые авиационные правила по сертификации авиатехники, её разработчиков и изготовителей (ФАП-21), в соответствии с которыми производитель должен получать сертификат одобрения производственной организации. «Русавиапром» неоднократно обращался за этим документом в Росавиацию, но ведомство его так и не выдало – из-за замечаний по процедуре подачи документов.

Как пишут «Известия», на сегодня (с 2015-го по 2022-й годы) «Русавиапром» выпустил 24 самолёта ТВС-2МС, 17 из них находятся в эксплуатации в основном в Сибири и на Дальнем Востоке для перевозок пассажиров и грузов в труднодоступные районы.

Из-за конфликта между руководством «Русавиапрома» и СибНИА, который длится на протяжении нескольких лет, сертификация ТВС-2МС может затянуться. В августе этого года СибНИА подал сразу несколько исков против «Русавиапрома» в арбитражный суд Новосибирска с требованием компенсации более 544 млн рублей. Институт обвиняет «Русавиапром» в том, что предприятие за три года так и не смогло устранить замечания Росавиации и получить разрешение на деятельность согласно новым ФАП.

Кроме того, в апреле этого года Заельцовский районный суд Новосибирска на основе проверок транспортной прокуратуры запретил деятельность «Русавиапрома». Прокуратура ранее выявила разнообразные нарушения у производителя — от незаконного оформления разрешительных документов на покупные агрегаты для самолёта до недочётов в процессе производства. Привлечь другого производителя для сборки ТВС-2МС СибНИА не может, так как в аттестате о годности от 2015 года единственным изготовителем указан «Русавиапром».

Ранее «Русавиапром» попросил у кабмина поддержку на финансирование реинжиниринга американских агрегатов для ТВС-2МС в размере 9 млрд рублей. Однако Минпромторг отложил решение этого вопроса до момента сертификации ТВС-2МС.

В Минпромторге считают, что запрос «Русавиапрома» по поводу реинжиниринга агрегатов необходимо рассматривать после окончания сертификационных работ по заявкам СибНИА. Также в ведомстве уточнили, что работы по реверс-инжинирингу «могут занять у имеющих опыт предприятий разработчиков срок от трёх до пяти лет при условии активной работы и наличия необходимых ресурсов и финансирования».

Самолёт «Ладога» будет комплектоваться двумя турбовинтовыми двигателями ТВ7-117СТ-02. В июле 2021 года стало известно, что «ОДК-Климов» получило техническое задание на создание этой версии двигателя. Первые опытные образцы для предварительных испытаний планируется изготовить к середине 2023 года, а в конце 2023 года – поставить двигатели на самолёт ТВРС-44 для проведения лётных испытаний. Серийное производство ТВ7-117СТ-02 планируется начать в 2025 году.

Лёгкий многофункциональный самолёт «Байкал» в качестве силовой установки получит турбовинтовой двигатель ВК-800СМ. Сейчас на опытном ЛМС-901 применяется чешский двигатель H80-100 с винтом Hartzell.

Двигатель ВК-800 был в своё время разработан петербургским предприятием «Климов» (ныне – АО «ОДК-Климов») на базе создававшегося им турбовального ВК-800В. Доводка двигателя из-за недостатка финансирования сильно затянулась. Интерес к проекту ВК-800С проявили на Уральском заводе гражданской авиации, которому требовался отечественный турбовинтовой двигатель для ремоторизации 19-местных самолётов местных воздушных линий Л-410.

С лета 2020 года работами по созданию ВК-800С и его модификаций занимается обособленное подразделение УЗГА в Санкт-Петербурге, а непосредственно изготовление будущих серийных двигателей будет осуществляться на площадях УЗГА в Екатеринбурге. Стендовые испытания обновлённого газогенератора ВК-800С начинаются этим летом, а до конца года запланирован первый запуск на стенде опытного образца двигателя. Сертифицировать ВК-800СМ обещают в 2024 году.

Сертификация самолётов «Байкал» и «Ладога» запланирована на 2023 и 2024 годы соответственно, после чего начнётся их серийное производство. Таким образом, начало массового производства данных самолётов планируется раньше, чем теоретически возможно завершение реинжиниринга двигателя для ТВС-2МС (3-5 лет).

Генеральный директор СибНИА Владимир Барсук считает, что процедура сертификации ТВС-2МС может затянуться, т.к. сложно сертифицировать самолёт 1947 года выпуска, в законодательстве в этой области – вакуум. В конструкторские же способности команды «Русавиапрома» он не верит, а заниматься копированием американских агрегатов сам институт не планирует.

По его словам, СибНИА будет готов вернуться к выпуску ТВС-2МС самостоятельно, как только на рынке появится подходящий российский двигатель. А учитывая, что в ОДК пока не ведутся, а только планируются работы по турбовинтовому двигателю мощностью от 1000 до 1500 л.с., выпуск самолётов ТВС-2МС может окончательно прекратиться без дальнейшего возобновления в обозримой перспективе.

Андрей Величко
для сайта «Авиация России»


Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (8 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...