Потуги США с помощью санкций помешать созданию лайнера МС-21 потерпели крах. Событие, которое произошло 14 мая 2021 года, является весомым тому доказательством — в Иркутск из Ульяновска для установки на серийное ВС была доставлена консоль композитного крыла, изготовленная полностью из российских материалов. Ранее на этот самолёт был установлен центроплан, также изготовленный из отечественных композитов.
Композиционные компоненты для «чёрного» крыла МС-21 поставляла американская компания Суtec Industries, которая принадлежит бельгийской Solvay, волокно — японская фирма Toho-Tenax. Осенью 2018 года поставки прекратились, о чём стало известно из сообщений в СМИ в январе 2019 года. Россия сумела заместить композиционные материалы из США и Японии, и теперь отечественная авиаотрасль обладает не только запатентованными технологиями создания крыла самолёта из углепластика, но и своими материалами для его изготовления.
В СССР композиты получили развитие после обращения тогдашнего руководителя ВИАМ А.Т. Туманова в Военно-промышленную комиссию о необходимости развивать производство ПКМ. Тогда за два года были созданы две подотрасли производства полимерных композитов — производство углеволокна и производство связующей смолы. Советский Союз имел паритет с Соединёнными Штатами в изготовлении волокон и применения ПКМ в военном самолётостроении, Япония развивала их использование в гражданских областях. В 90-х паритет был утрачен. Теперь Россия снова обладает технологиями и компетенциями, которых, как казалось нашим западным «партнёрам», мы никогда не достигнем.
Корпорация «Иркут» закладывала в проект МС-21 импортные композиционные материалы по той причине, что в середине 2000-х годов Россия не располагала технологиями изготовления углеволокна на основе прекурсоров полиакрилонитрила (ПАН) с характеристиками нитей уровня Т700-Т800 зарубежного производства.
После остановки поставок необходимость в наличии собственных технологий обозначилась особенно остро. Учёным пришлось искать замену волокнам Т800. Главная проблема была в том, что российский аналог должен был быть абсолютно идентичен тем волокнам, из которых уже изготовлены консоли крыла и другие силовые агрегаты опытных самолётов МС-21, проходящих сертификацию, иначе весь цикл испытаний надо было бы начинать заново. Теперь достаточно сертифицировать только российские композиционные материалы, само крыло конструктивно идентично изделию из импортных ПКМ и соответствует параметрам, заданным в ТЗ.
Первый серийный лайнер МС-21 с силовыми элементами конструкции, изготовленными из российских композитов, до конца текущего года должен подняться в небо. После получения сертификата типа самолёт будет передан в эксплуатацию первому заказчику.
* * *
В мае Научно-производственная корпорация «Иркут» разместила тендер на выполнение составной части опытно-конструкторской работы по теме «Разработка, изготовление и поставка прототипов комплекта механизма перестановки стабилизатора для самолётов семейства МС-21». Подрядчик, с которым будет подписано соглашение на разработку прототипов МПС, должен будет осуществлять в дальнейшем и серийную поставку механизмов перекладки стабилизатора.
Как указано в техническом задании, основанием для разработки МПС является государственный контракт по программе импортозамещения материалов и изделий в конструкции ближне-среднемагистрального самолёта МС-21 на отечественные аналоги, шифр работ «МС-21 Импортозамещение».
* * *
В ЦАГИ изготовлена аэродинамическая модель мотогондолы двигателя ПД-14 с имитатором реверсивного устройства. Испытания в аэродинамической трубе Т-104 позволят получить аэродинамические характеристики самолёта МС-21-310 во время посадки при включении реверсивного устройства, а также определить скорость движения самолёта, при которой следует отключать режим реверсирования тяги во избежание попадания реверсивных струй в двигатель.
Также ЦАГИ разрабатывает новые технологии для оперативного определения фактических лётно-технических характеристик самолёта по материалам лётных испытаний и оценки их отклонения от прогнозируемого уровня, а также для мониторинга деградации характеристик самолёта и двигателя в условиях эксплуатации. В институте отработаны методы, алгоритмы и программное обеспечение для анализа первичных полётных данных.
Предлагаемые технологии позволяют работать с потоками информации из системы бортовых измерений опытного самолёта и со штатного бортового регистратора, который рассматривается в качестве основного источника данных о параметрах полёта, режиме работы силовой установки, показателях функционирования самолётных систем.
* * *
На сегодняшний день опытные самолёты МС-21 выполнили большой комплекс лётных испытаний, во время которых проводились многочасовые полёты с выполнением многофункционального тестирования самолётных систем. В марте-апреле на всех опытных самолётах была установлена и отработана на земле новая версия программного обеспечения комплексной системы управления полётом. В мае лётные испытания продолжились.
Полёты опытных самолётов МС-21 в мае 2021 года:
Борт 73051 дата/длит. |
Борт 73053 дата/длит. |
Борт 73054 дата/длит. |
Май 2021 | ||
11 / 270 | ||
12 / 59 | 12 / 197 | |
13 / 193 | 13 / 226 | |
14 / 226 | 14 / 200 | |
17 / 232 | 17 / 220 | |
18 / 102 | ||
19 / 202 | 19 / 217 | |
20 / 188 | 20 / 189 | |
21 / 226 | 21 / 187 | |
24 / 210 | ||
25 / 235 | ||
26 / 250 | 26 / 196 | |
27 / 209 | 27 / 216 | |
28 / 195 | 28 / 188 | |
31 / 205 | ||
10 полётов 2037 минут 33 ч. 57 мин. |
7 полётов 1304 минуты 21 ч. 44 мин. |
8 полётов 1697 минут 28 ч. 17 мин. |
Примечание: использованы данные онлайн-сервиса отслеживания положения воздушных судов Flightradar24.com
В мае в небо поднимались три опытных самолёта МС-21. По данным Flightradar24, всего было выполнено 25 полётов общей продолжительностью 83 часа 58 минут.