В декабре 2020 года года на аэродроме ЛИИ им. Громова в Жуковском совершил первый полёт региональный турбовинтовой самолёт Ил-114-300. Генеральный директор и совладелец авиакомпании «ИрАэро» Юрий Лапин в интервью «Интерфаксу» рассказал, что он скептически относится к этому самолёту и не видит его в парке перевозчика.
«У меня скептическое отношение к его пассажировместимости — до 70 человек. Смотрите, у нас в парке Ан-24, который берёт на борт 50 пассажиров. Мы на практике убедились, что это более чем достаточный объём для большинства региональных трасс. Его стандартная загрузка — 35-40 человек. Получается, что лайнер на 70 мест будет летать у нас полупустой, а это удар по экономике», — сказал гендиректор «ИрАэро».
Юрий Лапин пояснил, что с учётом такой ёмкости Ил-114-300 может летать в какой-либо райцентр лишь раз в неделю. «Исходя из нашего опыта, летать надо 2-4 раза в неделю, потому что это удобнее для пассажира. Вот он прилетит в Иркутск на два дня, сделает тут все дела и обратно. А будет большой борт, он, возможно, и не полетит, подумает: а что мне неделю делать в этом Иркутске?», — считает он.
Также гендиректор «ИрАэро» отметил, что не понимает концепцию, функциональную нагрузку Ил-114-300. «Он сделан под бетонные полосы, но летает со скоростью 400 км/час [по данным ПАО «Ил», крейсерская скорость Ил-114-300 до 500 км/час — прим. «Авиация России»]. Но сейчас есть региональные лайнеры, которые летают по 800-900 км/час», — пояснил Юрий Лапин. Он не уточнил, какой тип реактивного лайнера имел в виду.
«Нас пассажиры научили — нужно конвертировать время в деньги. Лишний час-два на земле позволяют человеку сделать больше, а на полёт оставить меньше времени», — сказал руководитель перевозчика.
Он рассказал, что в 2009 году «ИрАэро» брала Ил-114 во фрахт у авиакомпании «Выборг», но в сертификат эксплуатанта эти машины не вносились. «По экономике они себя не оправдали, и мы отказались от дальнейшей эксплуатации. Так что этот самолёт «новый» только на бумаге», — выразил своё мнение гендиректор.
Юрий Лапин считает, что альтернативой турбовинтовому региональному самолёту может быть Ил-112. Но выпускать его планируется как военный транспортный самолёт. «Его надо уже сейчас переформатировать под гражданские перелёты и предлагать рынку, нужен государственный подход. Но, предполагаю, что с ним будет так: сначала военные полетают, а потом когда-нибудь мы его сделаем для гражданки», — добавил глава «ИрАэро».
Справка:
ATR-72
- Пассажировместимость: до 70 человек
- Максимальная взлётная масса: 22 000 кг
- Силовая установка: 2×ТВД PW127F
- Взлётная мощность: 2х2750 л. с.
- Крейсерская скорость: 509 км/ч
- Практическая дальность: 1324 км
Bombardier DHC Q-400
- Пассажировместимость: до 74 человек
- Максимальная взлётная масса: 29 257 кг
- Силовая установка: 2×ТВД PW150A
- Крейсерская скорость: 667 км/ч
- Практическая дальность: 2040 км
Ил-114-300
- Пассажировместимость: до 68 человек
- Максимальная взлётная масса: 23 500 кг
- Силовая установка: 2×ТВД ТВ7-117СТ-01
- Крейсерская скорость: 500 км/ч
- Практическая дальность: 1500 км
Ан-24
- Пассажировместимость: до 48—52 человек
- Максимальная взлётная масса: 21 000 кг
- Силовая установка: 2×ТВД АИ-24
- Крейсерская скорость: 460 км/ч
- Практическая дальность: 1850 км
Як-40
- Пассажировместимость: до 40 человек
- Максимальная взлётная масса: 21 000 кг
- Силовая установка: 3×ТРДД АИ-25
- Крейсерская скорость: 510 км/ч
- Практическая дальность: 820 км
Bombardier CRJ200
- Пассажировместимость: до 50 человек
- Максимальная взлётная масса: 24 000 кг
- Силовая установка: 2×ТРДД GE CF34-3B1
- Крейсерская скорость: 860 км/ч
- Практическая дальность: 3045 км
Ил-112В
- Пассажировместимость: до 40 человек
- Максимальная взлётная масса: 17 200 кг
- Силовая установка: 2×ТВД ТВ7-117СТ
- Крейсерская скорость: 500 км/ч
- Практическая дальность: 2400 км
Фото: 19 января 2021 г. Второй полёт Ил-114-300 рег. 54114 / Фото: © ОАК