Самолёты «Ил» в истории освоения Арктики и Антарктики

Сегодня, 21 мая, в России отмечается День полярника.

Освоение Арктики началось в Советском Союзе в начале 30-х годов XX века. Тогда были открыты полярные станции на Земле Франца-Иосифа и на Мысе Челюскин. А первая экспедиция на Северный полюс была организована по проекту и под непосредственным руководством Отто Юльевича Шмидта в 1937 году. Эскадра из четырёх самолётов АНТ-6-4М-34Р «Авиаарктика» и двухмоторного разведчика Р-6 (АНТ-7) доставила в район Северного полюса первую советскую полярную экспедицию "Северный полюс-1", которой руководил Иван Папанин.

Великая Отечественная война внесла коррективы в исследования Арктики, возобновить их смогли только в конце 40-х.

В 1948 году начались регулярные исследования Центрального полярного бассейна. В районе Северного полюса работали несколько научных экспедиций АН СССР, поэтому учёным приходилось регулярно вылетать в эти районы.

Начало многолетней и успешной эксплуатации «ильюшинских» самолётов в северных широтах было положено 6 мая 1948 года, когда группа из трёх самолётов Ил-12, под командованием майора Ивана Севастьянова, выполнила первую посадку на Северном полюсе.

В марте-апреле 1950 года два Ил-12Д Полярной авиации отбуксировали с подмосковного аэродрома Чкаловский к Северному полюсу два грузовых планера Ц-25. Затем самолёты сели на ледовый аэродром, забрали планеры и отбуксировали их в Красноярск.

Отлично зарекомендовали себя эти самолёты и в Антарктиде. 25 февраля 1956 года экипаж выдающегося полярного лётчика Героя Советского Союза Ивана Черевичного выполнил на самолёте Ил-12 первый рекогносцировочный полёт в район южного геомагнитного полюса Земли. А 3 марта 1956 года совершил полёт в район Южного полюса относительной недоступности – точки в Антарктиде, наиболее удалённой от побережья океана.

Огромную роль при освоении Арктики и Антарктики сыграли самолёты Ил-14. Эти надежные машины поддерживали регулярную связь между Большой землёй и полярными станциями, осуществляли доставку людей и грузов, вели разведку льдов и проводку в них морских судов.

Ил-14П, восстановленный в авиационно-спортивном клубе «Альбатрос Аэро». (с) @uacrussia
Ил-14П, восстановленный в авиационно-спортивном клубе «Альбатрос Аэро». фото (с) @uacrussia

В 1962 году был испытан арктический вариант самолёта Ил-14П с убирающимся лыжным шасси, который оказался незаменимым в высоких широтах Антарктики. Способность совершать длительные полёты в труднейших метеорологических условиях, в разреженном воздухе, при температурах -70º С и сильном обледенении, возможность взлетать и садиться на ограниченные, в том числе и выбранные с воздуха ледовые площадки, простота в обслуживании определили долгую жизнь этого самолёта в советской Полярной авиации. До 1990 года основные воздушные перевозки внутри Антарктиды выполнялись самолётами типа Ил-14.

В конце 50-х годов осваивать северные широты начал самолёт Ил-18. В марте 1958 года был выполнен контрольный полёт Ил-18 под управлением лётчика-испытателя КБ Ильюшина, дважды героя Советского Союза Владимира Коккинаки по маршруту Москва — СП-6 — Москва, положивший начало его регулярным полётам в Арктику.

Il-18_antarktidaВ декабре 1961 года, в рамках первой воздушной экспедиции турбовинтовых самолётов, Ил-18В под управлением командира экипажа лётчика Александра Полякова впервые достиг берегов Антарктиды.

В феврале 1980 года был совершен перелёт в Антарктиду на самолёте Ил-18Д, положивший начало регулярным полётам самолётов из СССР на ледовый континент. Во время выполнения научной программы по геофизике и метеорологии этот же самолёт совершил беспосадочный полёт по маршруту «Молодёжная» - Полюс Недоступности – Южный географический полюс – «Молодёжная». Вернулась в Москву машина 23 февраля 1980 года, преодолев за всю экспедицию в общей сложности 45 660 км.

В феврале 1986 года в Антарктиду был выполнен первый рейс тяжёлого транспортного самолёта Ил-76ТД. Самолёт доставил 58 участников очередной антарктической экспедиции и вывез личный состав предыдущей.

Самолёты типа Ил-76 отлично зарекомендовали себя и в Арктике. В 1986–1987 годах экипаж лётчика-испытателя КБ Ильюшина Станислава Близнюка на самолёте Ил-76МД, в сложнейших условиях полярной ночи и сильных морозов доставлял топливо и продовольствие на терпящие бедствие полярные станции СП-27 и СП-28. При этом использовался разработанный в КБ новый способ парашютного десантирования грузов.

В 1989 году экипаж Станислава Близнюка на самолёте Ил-76МД впервые выполнил перелёт и посадку на антарктический остров Кинг-Джордж, расположенный вблизи советской антарктической станции «Беллинсгаузен». Здесь, на авиабазе ВВС Чили «Родольфо Марч Мартин» имелась взлётно-посадочная полоса (ВПП), способная принять тяжёлый грузовой самолёт.

Самым сложным стала посадка на заснеженную ВПП длинной всего 1265 метров, в то время, когда для Ил-76МД в подобных условиях требовалась полоса, длинной, как минимум, 1500 метров. Для сокращения пробега самолёта реверс двух внутренних двигателей был включен в момент касания ВПП, двух внешних – сразу после касания на пробеге, была использована вся механизация крыла, в качестве тормозных щитков открыты боковые двери, понижено давление всех колёс шасси.

Руководили арктической экспедицией – известный полярник, учёный-океанолог, Герой Советского Союза Артур Чилингаров и Генеральный конструктор Авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина Николай Таликов (в то время, заместитель Главного конструктора ОАО «Ил»).

В августе 1991 года экипажем под командованием Станислава Близнюка на самолёте Ил-76ТД была проведена уникальная транспортная экспедиция по эвакуации полярников со станции «Молодёжная» в Кейптаун. И вновь экспедицией руководили Артур Чилингаров и Николай Таликов.

Самым трудным в этой экспедиции, не считая транспортировку сложного и неподготовленного груза, был взлёт с ледового аэродрома станции. Общая взлётная масса превысила допустимую величину для этих условий и составила 185 тонн. На борту самолёта, помимо груза, находилось 197 человек: полярники со станций «Молодёжная» и «Новолазаревская», техническая бригада самолёта, смена аэродромной команды и часть экипажа научно-исследовательского судна «Михаил Сомов», скованного льдами Антарктиды.

К сожалению, в экстремальных условиях Антарктиды не обошлось без потерь. 2 января 1979 года при взлёте с ледового аэродрома станции "Молодёжная" потерпел катастрофу самолёт Ил-14ФКМ с бортовым номером 04193. Пилотировал его экипаж из 229-го лётного отряда, состоящий из командира (КВС) В. С. Заварзина, второго пилота Ю. Т. Козлова, штурмана А. А. Костикова, бортмеханика В. И. Шальнева и бортрадиста Г. Ш. Узикаева.

Ил-14 начал взлёт по курсу 140°. После разбега в 1000 метров самолёт оторвался от поверхности аэродрома и шасси были убраны. Затем на высоте 70—80 метров экипаж начал выполнять левый разворот, когда, по свидетельствам очевидцев, самолёт вдруг бросило с кренением влево. Экипаж попытался вывести машину в нормальное положение, но быстро снижающийся по курсу 90° авиалайнер с левым креном 60—70° врезался в купол ледника на высоте 20 метров над уровнем аэродрома. От удара левую плоскость крыла и кабину пилотов разрушило, а фюзеляж надломило пополам и по всей его длине появился гофр. Пожар при этом не было.

В результате происшествия сразу погиб командир экипажа, а затем в течение суток от ран скончались второй пилот и бортмеханик. Все остальные получили различные ранения, позже пять тяжелораненных на самолёте C-130, принадлежащем ВВС США, перевезли в госпиталь в Новой Зеландии. Позже после переправки в Москву и через несколько месяцев после катастрофы скончался бортрадист. Но так как после происшествия произошло уже более 30 суток, то он не был включён в список жертв. Таким образом, официально в катастрофе погибли 3 человека.

Как показало радиозондирование ветра, в слое от 300 до 600 метров над уровнем моря (30—330 метров над уровнем моря) ветер изменял направление с 64° до 46°. То есть взлетая при встречно-боковом ветре, самолёт быстро затем попал под воздействие попутно-бокового ветра. Это сильно осложнило пилотирование, а так как события разворачивались быстро и на малой высоте, то экипаж не успел исправить возникшую аварийную ситуацию.

Роль «ильюшинских» самолётов в освоении Арктики и Антарктиды переоценить сложно, они и сегодня выполняют воздушные перевозки в полярных широтах, приходят на помощь в экстренных ситуациях в условиях крайнего севера.

Именно самолёт Ил-76ТД доставил в ноябре 2013 года на аэродром станции «Новолазаревская» неправительственную экспедицию принца Гарри Уэльского, в которой приняли участие люди с ограниченными возможностями.

А в ноябре 2015 года совместный экипаж под командованием шеф-пилота Авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина Героя России Николая Куимова и шеф-пилота ГосНИИ ГА Героя России Рубена Есаяна успешно выполнил первую посадку на самолёте Ил-76ТД-90ВД на ледовый аэродром станции «Новолазаревская» в Антарктиде. Впервые на лёд приземлился самолет типа Ил-76, оснащенный двигателями ПС-90А-76.

Ил-76ТД-90ВД
Ил-76ТД-90ВД на ледовом аэродроме в Антарктиде, фото (с) @uacrussia

Самолёты марки «Ил» сегодня остаются основными средствами доставки грузов и полярников в высокие широты, а значит и дальше будут служить стране в деле освоения Арктики и Антарктики.

На фото в заголовке статьи - Ил-76ТД на станции "Новолазаревская" в Антарктиде, (с) Сергей Доля (sergeydolya.livejournal.com)

Источники:

  • Дневник ОАК в ЖЖ (http://uacrussia.livejournal.com/44398.html)
  • Википедия
Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...