СВВП «Эколибри» — будущее, которое закладывается сегодня

Фото: © sputniknews.com

Почти 100 различных типов самолётов с электрическим приводом находятся в разработке по всему миру. Большинство проектов относятся к авиации общего назначения или городского воздушного такси, поскольку эти меньшие по размеру летательные аппараты требуют меньше общей мощности и менее ограничены гравиметрической плотностью энергии батареи.

Большая часть разработок происходит в традиционных центрах аэрокосмической техники: Европе и США, на долю которых приходится 45% и 40% разработок соответственно. Тем не менее, есть разработки и в других странах, в частности, южнокорейский CopterPlane CP-01, Ehang eVTOL в Китае, региональный самолёт Eviation в Израиле.

В России развитием электрических и гибридно-электрических самолётов, а также технологий электрических авиационных двигателей занимаются ЦИАМ, ОДК, СибНИА, УГАТУ и конструкторское бюро «Эколибри», которое разрабатывает пассажирский самолёт вертикального взлёта и посадки (СВВП, eVTOL). Это единственный отечественный проект гибрид-электрического воздушного судна, создание которого ведётся по действующим авиационным нормам и правилам.

Для своего летательного аппарата команда «Эколибри» также создаёт электродвигатель Ecolibri EM-01, который будет соответствовать нормам лётной годности для авиационных двигателей НЛГ-33. Горизонтальный полёт «Эколибри» предполагается за счёт двух маршевых электродвигателей с толкающими винтами. Взлёт и посадку обеспечивают восемь винтов, установленных попарно на двух продольных балках. Главная особенность Ecolibri ЕМ-01 заключается в электроприводе с безредукторной передачей, позволяющей увеличить энергетические характеристики, надёжность и ресурс двигателя.

По словам председателя научно-технического совета «Эколибри» экс-главы ПАО «Ил» Алексея Рогозина, самолёт будет иметь дальность до 1200 км, скорость полёта – около 270 км/ч, грузоподъёмность до 500 кг. «Воздушное судно и электрический двигатель создаются строго в соответствии с требованиями авиационного законодательства, что позволит обеспечить его сертификацию и реальную эксплуатацию в коммерческих и иных специальных целях», – сказал он РИА Новости.

Алексей Рогозин пояснил, что существует два принципиально разных подхода к созданию электрических летательных аппаратов вертикального взлёта и посадки.

Пассажирские коптеры (многороторные аппараты), у которых, как правило, от четырёх до шестнадцати двигателей, и их созданием чаще всего занимаются выходцы из отраслей ИТ, БПЛА и автомобилестроения. Пример в России – Hi-Fly.

Конвертопланы (самолёты с вертикальным взлётом). Они сложнее, чаще бывают гибридными, и у них, как правило, есть крыло, позволяющее создавать подъёмную силу и, тем самым, повышать эффективность горизонтального полёта. Такие воздушные суда обычно создают разработчики из авиастроения. Пример в России – «Эколибри».

Объединяет эти концепции только электрический двигатель. С его помощью возможно создание современных летательных аппаратов вертикального взлёта и посадки – как конвертопланов, так и пассажирских коптеров. Компактность электромоторов, их низкая масса и высокий КПД делают возможным создание распределённой силовой установки, недоступной для традиционных решений на базе газотурбинных двигателей. Также только на основе электрического двигателя появляется возможность использовать новые перспективные источники энергии: литиевые аккумуляторы и топливные элементы, включая водород. Пока литиевые батареи далеки от совершенства, но их удельные характеристики ежегодно растут примерно на пять процентов.

Фото: © РИА Новости

«Только благодаря электрическому двигателю, собственно говоря, и возможно создание летательных аппаратов, которые можно применять внутри городов, и именно это на первый взгляд фантастическое направление является тем, что уже привлекло в индустрию миллиарды долларов инвестиций за последние несколько лет, – говорит Алексей Рогозин. – Электродвигатель позволяет создавать воздушные суда, которые работают в разы тише, чем построенные по традиционным схемам, что снимает одно из препятствий для развития городской авиации. Несмотря на то, что в России пока ни один город публично не объявил об условиях интеграции таких аппаратов и беспилотников в свою инфраструктуру, за рубежом таких городов уже десятки».

Эксперт считает, для того, чтобы в России отрасль электрических самолётов с вертикальным взлётом и посадкой появилась, требуются большие инвестиции и активная многолетняя работа многих лучших инженеров, однако пока предпринимаемых усилий недостаточно. Но уже через пару лет в Америке, Европе и Китае электрическая авиация начнёт активно эксплуатироваться.

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (6 оценок, среднее: 4,67 из 5)
Загрузка...