Superjet 100 — итоги 2020 года

В конце декабря 2019 года в интервью телеканалу "Россия-24" президент ОАК Юрий Слюсарь анонсировал выпуск в 2020 году не менее 20 самолётов SSJ100. В итоге, в Комсомольске-на-Амуре в небо поднялись 11 Суперджетов.

В 2019 году на SSJ100 пришлось более 51% суммарного пассажирооборота, выполненного в России на всех гражданских региональных реактивных и турбовинтовых самолётах. В 2020 году в условиях общего падения пассажиропотока из-за пандемии COVID-19, эксплуатация самолёта получила дополнительный стимул - Суперджет вышел на десятки новых маршрутов между городами страны, в том числе в обход московского авиаузла.

Но обо всём по-порядку.

Действующий авиапарк у перевозчиков

В 2020 году количество новых построенных Суперджетов составило 61% от выпущенных самолётов годом ранее: 11 против 18. И если в 2019 году в эксплуатацию были переданы только два новых Суперджета, то в 2020 - 12 машин и ещё два ВС были поставлены со вторичного рынка. Самолёты получили авиакомпании "Азимут", "Аэрофлот" и Red Wings. Началась передача самолётов внутри Группы "Аэрофлот" - из флагманской авиакомпании в авиакомпанию "Россия".

Вот даты первых полётов новых SSJ100 за 2020 год:

  1. 95198 RA-89134 21.02.2020 "Россия"
  2. 95199 RA-89139 04.03.2020 "Азимут"
  3. 95200 RA-89140 21.05.2020 Red Wings
  4. 95201 RA-89141 04.06.2020 Red Wings
  5. 95202 RA-89142 17.06.2020 "Россия"
  6. 95203 RA-89143 02.07.2020 Red Wings
  7. 95204 RA-89144 21.07.2020 Red Wings
  8. 95205 RA-89145 10.09.2020 "Россия"
  9. 95206 RA-89146 06.10.2020 "Россия"
  10. 95207 RA-89147 27.10.2020 "Россия"
  11. 95208 RA-89148 08.12.2020 "Россия"

Поставка самолётов заказчикам в 2020 году:

  1. 95186 RA-89124 14.01.2020 "Аэрофлот"
  2. 95189 RA-89126 16.01.2020 "Аэрофлот"
  3. 95190 RA-89127 16.01.2020 "Аэрофлот"
  4. 95185 RA-89123 16.01.2020 "Аэрофлот"
  5. 95188 RA-89125 21.01.2020 "Аэрофлот"
  6. 95177 RA-89122 11.09.2020 Red Wings
  7. 95187 RA-89138 08.10.2020 Red Wings
  8. 95183 RA-89137 13.10.2020 Red Wings
  9. 95179 RA-89149 05.11.2020 "Азимут"
  10. 95199 RA-89139 15.12.2020 "Азимут"
  11. 95192 RA-89129 28.12.2020 "Россия"
  12. 95193 RA-89130 28.12.2020 "Россия"
  13. 95194 RA-89131 28.12.2020 "Россия"
  14. 95200 RA-89140 29.12.2020 Red Wings

Источник

Поставки ВС осуществлялись через лизинговые компании ПАО "ГТЛК" и ООО "ПСБ АВИАПРОФЛИЗИНГ». Red Wings начала полёты на Суперджетах в сентябре, а "Россия", получив воздушные суда в декабре, 1 января 2021 года приступила к полётам на этом новом для авиакомпании типе самолёта рейсами в Нижний Новгород и Белгород из Шереметьево.

В сентябре 2020 на SSJ100 открыто более двадцати новых межрегиональных маршрутов

Таким образом, на 31 декабря 2020 года парк самолётов Superjet 100 в авиакомпаниях, выглядел следующим образом:

  • Аэрофлот - 54
  • Россия - 3
  • Red Wings - 4+1 полученный от RusJet в компоновке VIP
  • Ямал - 15
  • Азимут - 13
  • Газпромавиа - 10
  • ИрАэро - 9 (1 на хранении)
  • Якутия - 5 (2 на хранении)
  • Северсталь - 4
  • Interjet - 22, из них: 15 на хранении, 1 в аварийном состоянии, 6 бортов летали:
    • XA-GCD - до 27 ноября
    • XA-VAS - до 7 декабря
    • XA-PPY - до 12 октября
    • XA-VER - до 10 декабря
    • XA-VER - до 10 декабря
    • XA-MRM - до 13 октября
  • ВВС Таиланда - 3
  • СЛО Россия и МЧС России - по 2 борта
  • МВД России, ComLux Казахстан и Погранслужба Казахстана - по 1 самолёту.

Мексиканская авиакомпания Interjet пока остаётся единственным иностранным коммерческим эксплуатантом российских самолётов. Однако кризис, в который попала гражданская авиация в 2020 году, не оставляет этому перевозчику надежды на выживание в 2021 году.

Как сообщил 14 декабря 2020 года сайт Go to Mexico!, Международная ассоциация гражданской авиации (IATA) приостановила доступ авиакомпании Interjet к системе взаиморасчётов (BSP), а это означает невозможность для авиакомпании продавать билеты на международные рейсы и работать с агентами. Отключение от BSP часто является обязательным шагом перед банкротством перевозчика.

Летом стало известно, что Суперджеты - единственная надежда Interjet остаться на плаву в условиях пандемии COVID-19. В компании считали, что российские региональные самолёты идеально подходят для обслуживания того небольшого количества оставшихся рейсов в расписании из-за низкого спроса в условиях противовирусных ограничений. Но и SSJ100 не смог спасти перевозчика от неплатёжеспособности.

Таким образом, в 2021 году ожидается банкротство Interjet, а коммерческая эксплуатация SSJ100 останется только в российском небе.

При этом, Минпромторг рассчитывает на появление других эксплуатантов SSJ100 и намеренно не форсирует экспортные поставки до тех пор, пока не будут решены все вопросы с сервисным и послепродажным обслуживанием этих самолётов. "Мы научились на ошибках, которые были сделаны на начальном этапе реализации этого проекта, когда недостаточно была сформирована сервисная база, и только сегодня она заканчивает формироваться. Мы точно торопиться не будем", - объяснил глава Минпромторга Денис Мантуров причину отсутствия продаж Суперджета иностранным авиакомпаниям в интервью ТАСС в начале августа.

Авиакомпания "Азимут" стоит особняком в российской гражданской авиации - это единственный коммерческий перевозчик, флот которого состоит только из самолётов Superjet 100. Менеджмент компании не может не вызывать уважение - по данным Росавиации, в условиях глобального кризиса пассажирских авиаперевозок за период январь-ноябрь 2020 года компания показала наименьшее падение пассажиропотока - 3,3% (96,7% к 2019 г.), а по пассажирообороту перевозчик за этот же период увеличил показатель на 1%. В августе авиакомпания смогла превысить показатели количества перевезённых пассажиров 2019 года на 3,4%, обслужив 130,4 тыс. пасс., в то время как отрасль в целом недосчиталась 35% докризисного пассажиропотока.

ОАК: в период кризиса отрасли «Сухой Суперджет» — наиболее востребованный самолёт на рынке

"Азимут" обеспечивает средний ежемесячный налёт на каждое воздушное судно на уровне 250 ч. (8,3 часа в день), что является рекордом для данного типа ВС. В среднем каждый Суперджет авиакомпании перевозит около 140 тыс. пассажиров в год. В начале июня совладелец перевозчика Виталий Ванцев сообщил, что зимой налёт на один SSJ100 составляет 235 часов в месяц, летом вырастает до 260. Такие показатели сопоставимы с лучшими иностранными конкурентами SSJ100. Например, близкие по пассажировместимости Embraer-190 у American Airlines имеют суточный налёт от 3,6 до 13,7 ч., а Bombardier CRJ900 от 7,1 до 11,9 ч. Авиакомпания Red Wings показывает средний налёт в октябре-ноябре по 6 часов в сутки на Superjet 100 (в парке 4 самолёта).

В 2021 году "Азимут" планирует перевезти 2 млн пасс. Для реализации этих целей намечается увеличить парк воздушных судов до 18 единиц (ожидается поставка двух A220), а также продолжить активную работу по открытию новых межрегиональных маршрутов и расширению географии международных полётов.

«Азимут» отметил трёхлетие начала регулярных полётов

Послепродажное и сервисное обслуживание

Ахиллесовой пятой Суперджета было сервисное обслуживание и послепродажная поддержка самолёта со стороны производителя - филиала корпорации "Иркут" - "Региональные самолёты". В последнее время этому вопросу уделяется системное внимание.

В 2020 году в строй был введён цех структурных ремонтов компонентов SSJ100. В 2,5 раза, по сравнению с 2019 годом, вырос объём обслуживания компонентов, а перечень обслуживаемых агрегатов увеличен более чем на 40 наименований. Расширение возможностей по ремонту позволяет снизить эксплуатационные расходы авиакомпаний за счёт отказа от преждевременной закупки новых компонентов.

Специалисты компании выполнили 30 сложных форм периодического технического обслуживания на самолётах авиакомпаний «Аэрофлот», «Ямал», «Северсталь», СЛО «Россия», АСК МЧС. Учебный центр "Региональных самолётов" подготовил 34 лётных экипажа и 22 инженера по эксплуатации Суперджета.

Из-за пандемии в 2020 году резко сократился спрос на авиаперевозки, что привело к падению спроса на новые самолёты. В этих условиях Минпромторг был вынужден пересмотреть объём выпуска самолётов военного и гражданского назначения на период 2021-2023 годы. В новой редакции госпрограммы развития авиационной промышленности, подготовленной ведомством, говорится, что "в связи с сохраняющимися проблемами послепродажного обслуживания самолёта SSJ100 (в частности, с двигателем SaM146), были снижены объёмы поставок самолётов".

В рамках программы финансового оздоровления ОАК, корпорации выделены средства в размере 250 млрд рублей. У ОАК появилась возможность избавиться от долгов, создать систему послепродажного обслуживания и сформировать пул запчастей для SSJ100 и МС-21, а также довести до конца испытания МС-21 и провести импортозамещение комплектующих для SSJ100. В перспективе система послепродажного обслуживания станет общей для всех новых гражданских самолётов российского производства.

КРЭТ планирует начать испытания навигационной системы для SSJ-New после 2021 года

Импортозамещение и SSJ-New

SSJ-New, по сути, будет новым самолётом, импортозамещению подлежат десятки систем и компонентов. Будут заменены на отечественные системы кондиционирования, торможения, электроснабжения, водоснабжения и удаления отходов, а также кислородная система экипажа, датчики утечки воздуха, сигнализатор обледенения и температуры воздуха, шасси, пассажирские кресла, теплозвукоизоляция. Также будет заменена иностранная силовая установка SaM146 на российский двигатель ПД-8, изменится конструкция фюзеляжа - будет скорректирован его центр тяжести.

В 2020 году продолжалась работа по импортозамещению иностранных комплектующих самолёта, проводились лётные и наземные испытания российских систем и агрегатов в рамках программы SSJ-New.

В феврале начались испытания новой установки охлаждения воздуха (УОВ) производства компания АО ПКО «Теплообменник». Установка входит в систему кондиционирования и является ее основным агрегатом. Система отвечает за три важнейших процесса: подачу свежего воздуха для дыхания людей и поддержания нормального уровня давления в полёте (наддув), вентиляции отсеков самолёта, регулирование температуры в кабине экипажа и в салоне. УОВ охлаждает горячий воздух, поступающий от двигателей или вспомогательной силовой установки воздушного судна, чтобы создать комфортные условия при любых, в том числе и экстремальных температурах наружного воздуха.

Уфимское агрегатное производственное предприятие (УАПО) разрабатывает систему электроснабжения, состоящую из подсистем генерирования и распределения энергии. Уфимское НПП «Молния» - системы контроля вибрации двигателей, вычислитель комплексной системы кондиционирования воздуха и сигнализатор обледенения противообледенительной системы Суперджета. Оба предприятия входят в холдинг «Технодинамика».

Предприятия «Технодинамики» также разрабатывают для SSJ-New новые шасси, системы водоснабжения и удаления отходов. Первая поставка опытной партии шасси ожидается до 2023 года.

Весной, с 26 марта по 3 апреля, корпорация "Иркут" разместила на сайте госзакупок 23 тендерных заявки на изготовление и поставку систем для самолёта SSJ-New в рамках программы импортозамещения.

В частности "Иркут" объявил тендер на следующие подсистемы нового Суперджета:

  • Разработка, изготовление, испытания и поставка прототипов системы электроснабжения.
  • Разработка, изготовление, испытания и поставка прототипов системы шасси.
  • Разработка, изготовление, испытания и поставка прототипов комплектов пассажирских кресел бизнес-класса.
  • Разработка, изготовление, испытания и поставка прототипов вентилируемых датчиков температуры воздуха в отсеках.
  • Разработка, изготовление, испытания и поставка прототипов телескопического трубопровода ПОС крыла.
  • Разработка, изготовление, испытания и поставка прототипов пассажирских кресел экономического класса.
  • Разработка, изготовление, испытания и поставка бортовой информационной системы.
  • Разработка, изготовление, испытания и поставка системы регистрации полетной информации.
  • Разработка, изготовление, испытания и поставка прототипов аварийных трапов.

Всего на разработку и поставку систем по 23 тендерным заявкам выделяется более 3 млрд 915 млн. рублей. Наибольшие средства планируется потратить на разработку и поставку систем электроснабжения и шасси, на эти работы выделяется 828 млн 854 тыс. рублей и 1 млрд 158 млн 956 тыс. рублей соответственно.

Воронежское Опытно-конструкторское бюро моторостроения приступило к разработке составной части комплексной системы управления – редукторов и трансмиссионных валов системы управления механизацией крыла, привода закрылков и предкрылков для самолётов SSJ-New. Соответствующий контракт на выполнение опытно-конструкторских работ был заключен 20 мая 2020 года между ООО «ОКБМ» и АО «Электропривод», входящим в состав холдинга «Технодинамика».

Контракт включает в себя выполнение всех этапов ОКР – разработку технического и рабочего проектов, изготовление опытных образцов, подготовку к испытаниям и их проведение, а также сопровождение сертификации. Работы будут выполнены в период с 2020 по 2023 годы.

В июле в Жуковском на опытном самолёте SSJ100 начались лётные испытания инерциальной навигационной системы БИНС-2015. Система разработана в Московском институте электромеханики и автоматики (входит в АО «КРЭТ»). Навигационная система предназначена для точного определения местоположения самолёта и параметров его движения. Основная особенность инерциальных систем – полная автономность - независимость от наземных и космических источников сигналов.

Завершить опытно-конструкторские работы по созданию SSJ-New планируется в 2023 году. Затем лайнеру предстоит пройти сертификацию как отдельных систем, так и всего самолёта в целом. Работы в этом направлении уже ведутся. 2 декабря в рамках программы сертификации Росавиация приняла в работу заявку корпорации "Иркут" на получение Одобрения главного изменения типовой конструкции самолёта SSJ100, заключающегося во введении новой модели самолёта – RRJ-95NEW-100 (SSJ-NEW) в рамках импортозамещения комплектующих изделий.

Двигатель ПД-8 получит сертификат типа в 2023 году

ТРДД ПД-8

Экономические потери на самолёте SSJ100, которые несёт Россия из-за высокой стоимости двигателя SaM146 и нежелании французской Snecma снижать стоимость агрегатов и узлов, ставят ОАК перед необходимостью создания двигателя ПД-8, что позволит улучшить экономику Суперджета и сделать его конкурентоспособным.

Газотурбинный двигатель ПД-8 разрабатывается на основе ПД-14, в 2020 году защищён его технический проект. Окончательно ПД-8 должен быть готов в 2022 году, сертификация намечена на 2023 год.

Во Всероссийском научно-исследовательском институте авиационных материалов (ВИАМ) разработан новый литейный жаропрочный никелевый сплав ВЖМ200, который будет использоваться при литье рабочих лопаток с направленной структурой турбины низкого давления двигателя ПД-8. В ВИАМ проведена общая квалификация сплава ВЖМ200 и организовано его серийное производство.

АО «Электропривод» холдинга «Технодинамика» разрабатывает систему автономного электропитания и коммутации агрегатов, предназначенную для обеспечения электропитанием электронных блоков и части исполнительных электрических механизмов двигателя. В своей работе конструкторы внедряют технические решения системы СЭПК-14-1, применяемой в составе двигателя ПД-14.

Первые испытания демонстратора газогенератора для ПД-8 планируется провести в марте 2021 года.

Якутия просит у ОАК не менее 19 самолётов SSJ100

Планы на 2021 год

В течение 2021 года авиакомпания Red Wings рассчитывает довести парк самолётов Superjet 100 до 16 бортов. Всего в планах авиакомпании увеличить парк Суперджетов до 32 самолётов.

На 1 января 2021 года авиакомпания эксплуатировала четыре SSJ100. В 2020 году Red Wings планировала получить семь ВС этого типа, но в силу ряда причин поставки трёх самолётов были перенесены на I квартал 2021 года.

В 2021 году "Аэрофлот" передаст авиакомпании "Россия" 44 Суперджета. В тоже время в самой авиакомпании сообщали, что в 2021 году "Россия" планирует довести парк SSJ100 до 66 бортов.

В 2021 году ОАК планировала выпустить не менее 30 самолётов SSJ100. Об этом в конце декабря 2019 года заявлял президент ОАК Юрий Слюсарь. Однако в действующей редакции госпрограммы развития авиационной промышленности сказано, что в 2021 году российский авиапром должен поставить 22 гражданских самолёта. Учитывая, что сюда входят и шесть серийных лайнеров МС-21, поставки которых первым эксплуатантам должны начаться в конце года, а также накопленный запас самолётов SSJ100 для передачи российским заказчикам и отсутствие заказов из-за рубежа, можно ожидать производство SSJ100 в 2021 году на уровне 13-15 машин.

В тоже время, как заявил 10 января министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров в интервью "Российской газете", этом году запланирована поставка 37 самолётов, за исключением максимум десяти ВС, которые могут перейти на январь-февраль 2022 года.

Андрей Величко,
для сайта "Авиация России"

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (16 оценок, среднее: 4,75 из 5)
Загрузка...