В конце декабря 2019 года в
В 2019 году на SSJ100
Но обо всём по-порядку.
Действующий авиапарк у перевозчиков
В 2020 году количество новых построенных Суперджетов составило 61% от выпущенных самолётов годом ранее: 11 против 18. И если в 2019 году в эксплуатацию были переданы только два новых Суперджета, то в 2020 - 12 машин и ещё два ВС были поставлены со вторичного рынка. Самолёты получили авиакомпании "Азимут", "Аэрофлот" и Red Wings. Началась передача самолётов внутри Группы "Аэрофлот" - из флагманской авиакомпании в авиакомпанию "Россия".
Вот даты первых полётов новых SSJ100 за 2020 год:
- 95198 RA-89134 21.02.2020 "Россия"
- 95199 RA-89139 04.03.2020 "Азимут"
- 95200 RA-89140 21.05.2020 Red Wings
- 95201 RA-89141 04.06.2020 Red Wings
- 95202 RA-89142 17.06.2020 "Россия"
- 95203 RA-89143 02.07.2020 Red Wings
- 95204 RA-89144 21.07.2020 Red Wings
- 95205 RA-89145 10.09.2020 "Россия"
- 95206 RA-89146 06.10.2020 "Россия"
- 95207 RA-89147 27.10.2020 "Россия"
- 95208 RA-89148 08.12.2020 "Россия"
Поставка самолётов заказчикам в 2020 году:
- 95186 RA-89124 14.01.2020 "Аэрофлот"
- 95189 RA-89126 16.01.2020 "Аэрофлот"
- 95190 RA-89127 16.01.2020 "Аэрофлот"
- 95185 RA-89123 16.01.2020 "Аэрофлот"
- 95188 RA-89125 21.01.2020 "Аэрофлот"
- 95177 RA-89122 11.09.2020 Red Wings
- 95187 RA-89138 08.10.2020 Red Wings
- 95183 RA-89137 13.10.2020 Red Wings
- 95179 RA-89149 05.11.2020 "Азимут"
- 95199 RA-89139 15.12.2020 "Азимут"
- 95192 RA-89129 28.12.2020 "Россия"
- 95193 RA-89130 28.12.2020 "Россия"
- 95194 RA-89131 28.12.2020 "Россия"
- 95200 RA-89140 29.12.2020 Red Wings
Поставки ВС осуществлялись через лизинговые компании ПАО "ГТЛК" и ООО "ПСБ АВИАПРОФЛИЗИНГ». Red Wings начала полёты на Суперджетах в сентябре, а "Россия", получив воздушные суда в декабре, 1 января 2021 года приступила к полётам на этом новом для авиакомпании типе самолёта рейсами в Нижний Новгород и Белгород из Шереметьево.
В сентябре 2020 на SSJ100 открыто более двадцати новых межрегиональных маршрутов
Таким образом, на 31 декабря 2020 года парк самолётов Superjet 100 в авиакомпаниях, выглядел следующим образом:
- Аэрофлот - 54
- Россия - 3
- Red Wings - 4+1 полученный от RusJet в компоновке VIP
- Ямал - 15
- Азимут - 13
- Газпромавиа - 10
- ИрАэро - 9 (1 на хранении)
- Якутия - 5 (2 на хранении)
- Северсталь - 4
- Interjet - 22, из них: 15 на хранении, 1 в аварийном состоянии, 6 бортов летали:
- XA-GCD - до 27 ноября
- XA-VAS - до 7 декабря
- XA-PPY - до 12 октября
- XA-VER - до 10 декабря
- XA-VER - до 10 декабря
- XA-MRM - до 13 октября
- ВВС Таиланда - 3
- СЛО Россия и МЧС России - по 2 борта
- МВД России, ComLux Казахстан и Погранслужба Казахстана - по 1 самолёту.
Мексиканская авиакомпания Interjet пока остаётся единственным иностранным коммерческим эксплуатантом российских самолётов. Однако кризис, в который попала гражданская авиация в 2020 году, не оставляет этому перевозчику надежды на выживание в 2021 году.
Как сообщил 14 декабря 2020 года сайт
Летом стало известно, что Суперджеты - единственная надежда Interjet остаться на плаву в условиях пандемии COVID-19. В компании считали, что российские региональные самолёты идеально подходят для обслуживания того небольшого количества оставшихся рейсов в расписании из-за низкого спроса в условиях противовирусных ограничений. Но и SSJ100 не смог спасти перевозчика от неплатёжеспособности.
Таким образом, в 2021 году ожидается банкротство Interjet, а коммерческая эксплуатация SSJ100 останется только в российском небе.
При этом, Минпромторг рассчитывает на появление других эксплуатантов SSJ100 и намеренно не форсирует экспортные поставки до тех пор, пока не будут решены все вопросы с сервисным и послепродажным обслуживанием этих самолётов. "Мы научились на ошибках, которые были сделаны на начальном этапе реализации этого проекта, когда недостаточно была сформирована сервисная база, и только сегодня она заканчивает формироваться. Мы точно торопиться не будем", - объяснил глава Минпромторга Денис Мантуров причину отсутствия продаж Суперджета иностранным авиакомпаниям в интервью
Авиакомпания "Азимут" стоит особняком в российской гражданской авиации - это единственный коммерческий перевозчик, флот которого состоит только из самолётов Superjet 100. Менеджмент компании не может не вызывать уважение - по данным Росавиации, в условиях глобального кризиса пассажирских авиаперевозок за период январь-ноябрь 2020 года компания показала наименьшее падение пассажиропотока - 3,3% (96,7% к 2019 г.), а по пассажирообороту перевозчик за этот же период увеличил показатель на 1%. В августе авиакомпания смогла превысить показатели количества перевезённых пассажиров 2019 года на 3,4%, обслужив 130,4 тыс. пасс., в то время как отрасль в целом недосчиталась 35% докризисного пассажиропотока.
ОАК: в период кризиса отрасли «Сухой Суперджет» — наиболее востребованный самолёт на рынке
"Азимут" обеспечивает средний ежемесячный налёт на каждое воздушное судно на уровне 250 ч. (8,3 часа в день), что является рекордом для данного типа ВС. В среднем каждый Суперджет авиакомпании перевозит около 140 тыс. пассажиров в год. В начале июня совладелец перевозчика Виталий Ванцев сообщил, что зимой налёт на один SSJ100 составляет 235 часов в месяц, летом вырастает до 260. Такие показатели сопоставимы с лучшими иностранными конкурентами SSJ100. Например, близкие по пассажировместимости Embraer-190 у American Airlines имеют суточный налёт от 3,6 до 13,7 ч., а Bombardier CRJ900 от 7,1 до 11,9 ч. Авиакомпания Red Wings показывает средний налёт в октябре-ноябре по 6 часов в сутки на Superjet 100 (в парке 4 самолёта).
В 2021 году "Азимут" планирует перевезти 2 млн пасс. Для реализации этих целей намечается увеличить парк воздушных судов до 18 единиц (ожидается поставка двух A220), а также продолжить активную работу по открытию новых межрегиональных маршрутов и расширению географии международных полётов.
Послепродажное и сервисное обслуживание
Ахиллесовой пятой Суперджета было сервисное обслуживание и послепродажная поддержка самолёта со стороны производителя - филиала корпорации "Иркут" - "Региональные самолёты". В последнее время этому вопросу уделяется системное внимание.
В 2020 году в строй был
Специалисты компании выполнили 30 сложных форм периодического технического обслуживания на самолётах авиакомпаний «Аэрофлот», «Ямал», «Северсталь», СЛО «Россия», АСК МЧС. Учебный центр "Региональных самолётов" подготовил 34 лётных экипажа и 22 инженера по эксплуатации Суперджета.
Из-за пандемии в 2020 году резко сократился спрос на авиаперевозки, что привело к падению спроса на новые самолёты. В этих условиях Минпромторг был вынужден пересмотреть объём выпуска самолётов военного и гражданского назначения на период 2021-2023 годы. В новой редакции
В рамках программы финансового оздоровления ОАК, корпорации выделены средства в размере 250 млрд рублей. У ОАК появилась возможность избавиться от долгов, создать систему послепродажного обслуживания и сформировать пул запчастей для SSJ100 и МС-21, а также довести до конца испытания МС-21 и провести импортозамещение комплектующих для SSJ100. В перспективе система послепродажного обслуживания станет общей для всех новых гражданских самолётов российского производства.
КРЭТ планирует начать испытания навигационной системы для SSJ-New после 2021 года
Импортозамещение и SSJ-New
SSJ-New, по сути, будет новым самолётом, импортозамещению подлежат десятки систем и компонентов. Будут заменены на отечественные системы кондиционирования, торможения, электроснабжения, водоснабжения и удаления отходов, а также кислородная система экипажа, датчики утечки воздуха, сигнализатор обледенения и температуры воздуха, шасси, пассажирские кресла, теплозвукоизоляция. Также будет заменена иностранная силовая установка SaM146 на российский двигатель ПД-8, изменится конструкция фюзеляжа - будет скорректирован его центр тяжести.
В 2020 году продолжалась работа по импортозамещению иностранных комплектующих самолёта, проводились лётные и наземные испытания российских систем и агрегатов в рамках программы SSJ-New.
В феврале начались испытания новой установки охлаждения воздуха (УОВ) производства компания АО ПКО «Теплообменник». Установка входит в систему кондиционирования и является ее основным агрегатом. Система отвечает за три важнейших процесса: подачу свежего воздуха для дыхания людей и поддержания нормального уровня давления в полёте (наддув), вентиляции отсеков самолёта, регулирование температуры в кабине экипажа и в салоне. УОВ охлаждает горячий воздух, поступающий от двигателей или вспомогательной силовой установки воздушного судна, чтобы создать комфортные условия при любых, в том числе и экстремальных температурах наружного воздуха.
Уфимское агрегатное производственное предприятие (УАПО) разрабатывает систему электроснабжения, состоящую из подсистем генерирования и распределения энергии. Уфимское НПП «Молния» - системы контроля вибрации двигателей, вычислитель комплексной системы кондиционирования воздуха и сигнализатор обледенения противообледенительной системы Суперджета. Оба предприятия входят в холдинг «Технодинамика».
Предприятия «Технодинамики» также разрабатывают для SSJ-New новые шасси, системы водоснабжения и удаления отходов. Первая поставка опытной партии шасси ожидается до 2023 года.
Весной, с 26 марта по 3 апреля, корпорация "Иркут" разместила на сайте госзакупок 23
В частности "Иркут" объявил тендер на следующие подсистемы нового Суперджета:
- Разработка, изготовление, испытания и поставка прототипов системы электроснабжения.
- Разработка, изготовление, испытания и поставка прототипов системы шасси.
- Разработка, изготовление, испытания и поставка прототипов комплектов пассажирских кресел бизнес-класса.
- Разработка, изготовление, испытания и поставка прототипов вентилируемых датчиков температуры воздуха в отсеках.
- Разработка, изготовление, испытания и поставка прототипов телескопического трубопровода ПОС крыла.
- Разработка, изготовление, испытания и поставка прототипов пассажирских кресел экономического класса.
- Разработка, изготовление, испытания и поставка бортовой информационной системы.
- Разработка, изготовление, испытания и поставка системы регистрации полетной информации.
- Разработка, изготовление, испытания и поставка прототипов аварийных трапов.
Всего на разработку и поставку систем по 23 тендерным заявкам выделяется более 3 млрд 915 млн. рублей. Наибольшие средства планируется потратить на разработку и поставку систем электроснабжения и шасси, на эти работы выделяется 828 млн 854 тыс. рублей и 1 млрд 158 млн 956 тыс. рублей соответственно.
Воронежское Опытно-конструкторское бюро моторостроения приступило к разработке составной части комплексной системы управления – редукторов и трансмиссионных валов системы управления механизацией крыла, привода закрылков и предкрылков для самолётов SSJ-New. Соответствующий контракт на выполнение опытно-конструкторских работ был заключен 20 мая 2020 года между ООО «ОКБМ» и АО «Электропривод», входящим в состав холдинга «Технодинамика».
Контракт включает в себя выполнение всех этапов ОКР – разработку технического и рабочего проектов, изготовление опытных образцов, подготовку к испытаниям и их проведение, а также сопровождение сертификации. Работы будут выполнены в период с 2020 по 2023 годы.
В июле в Жуковском на опытном самолёте SSJ100 начались лётные испытания инерциальной навигационной системы БИНС-2015. Система разработана в Московском институте электромеханики и автоматики (входит в АО «КРЭТ»). Навигационная система предназначена для точного определения местоположения самолёта и параметров его движения. Основная особенность инерциальных систем – полная автономность - независимость от наземных и космических источников сигналов.
Завершить опытно-конструкторские работы по созданию SSJ-New планируется в 2023 году. Затем лайнеру предстоит пройти сертификацию как отдельных систем, так и всего самолёта в целом. Работы в этом направлении уже ведутся. 2 декабря в рамках программы сертификации Росавиация приняла в работу заявку корпорации "Иркут" на получение Одобрения главного изменения типовой конструкции самолёта SSJ100, заключающегося во введении новой модели самолёта – RRJ-95NEW-100 (SSJ-NEW) в рамках импортозамещения комплектующих изделий.
ТРДД ПД-8
Экономические потери на самолёте SSJ100, которые несёт Россия из-за высокой стоимости двигателя SaM146 и нежелании французской Snecma снижать стоимость агрегатов и узлов, ставят ОАК перед необходимостью создания двигателя ПД-8, что позволит улучшить экономику Суперджета и сделать его конкурентоспособным.
Газотурбинный двигатель ПД-8 разрабатывается на основе ПД-14, в 2020 году защищён его технический проект. Окончательно ПД-8 должен быть готов в 2022 году, сертификация намечена на 2023 год.
Во Всероссийском научно-исследовательском институте авиационных материалов (ВИАМ) разработан новый литейный жаропрочный никелевый сплав ВЖМ200, который будет использоваться при литье рабочих лопаток с направленной структурой турбины низкого давления двигателя ПД-8. В ВИАМ проведена общая квалификация сплава ВЖМ200 и организовано его серийное производство.
АО «Электропривод» холдинга «Технодинамика» разрабатывает систему автономного электропитания и коммутации агрегатов, предназначенную для обеспечения электропитанием электронных блоков и части исполнительных электрических механизмов двигателя. В своей работе конструкторы внедряют технические решения системы СЭПК-14-1, применяемой в составе двигателя ПД-14.
Первые испытания демонстратора газогенератора для ПД-8 планируется провести в марте 2021 года.
Планы на 2021 год
В течение 2021 года авиакомпания Red Wings рассчитывает довести парк самолётов Superjet 100 до 16 бортов. Всего в планах авиакомпании увеличить парк Суперджетов до 32 самолётов.
На 1 января 2021 года авиакомпания эксплуатировала четыре SSJ100. В 2020 году Red Wings планировала получить семь ВС этого типа, но в силу ряда причин поставки трёх самолётов были перенесены на I квартал 2021 года.
В 2021 году "Аэрофлот" передаст авиакомпании "Россия" 44 Суперджета. В тоже время в самой авиакомпании
В 2021 году ОАК планировала выпустить не менее 30 самолётов SSJ100. Об этом в конце декабря 2019 года
В тоже время, как заявил 10 января министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров в интервью "
Андрей Величко,
для сайта "Авиация России"