Серийный выпуск лёгкого двухдвигательного турбовинтового самолёта «Рысачок» на площадке самарского РКЦ «Прогресс» организовано не будет. Как
В 2007 году министерство транспорта России провело конкурс на создание двухмоторного самолёта для учебных заведений гражданской авиации. Победителем конкурса стала компания ООО НКФ «Техноавиа», которой на разработку самолёта было выделено 740 млн руб.
В июне 2016 года гендиректор авиастроительная компании «Дукс» сообщил СМИ, что планируется «реанимировать проект строительства двухдвигательного 19-местного "Рысачка" с дальностью полёта 2200-2400 километров и скоростью под 400 километров в час». На тот момент в компании разработали конструкторскую документацию на «Рысачок» с рампой для перевозки не только людей, но и грузов.
В 2918 году производство ВС было решено организовать на площадке самарского ракетостроительного предприятия ФГУП ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» (сейчас носит название АО «Ракетно-космический центр «Прогресс»).
Первый полёт самолёт выполнил в Самаре 3 декабря 2010 года. 2 июня 2011 года были завершены предварительные лётные испытания, и самолёт передали для дальнейшего прохождения сертификационных лётных испытаний в ЛИИ им. Громова. В 2015-2016 годах из-за реорганизации Роскосмоса и секвестирования его бюджета, РКЦ «Прогресс» приостановил работу по запуску серийного производства, а сертификационные лётные испытания «Рысачка» были прекращены.
Всего было построено три лётных экземпляра самолёта. Два из них находятся в Самаре на территории РКЦ, третий — в подмосковном Жуковском в Лётно-исследовательском институте им. Громова.
По расчетам «Техноавиа», завершение сертификации и создание производства, которое сможет выпускать порядка 50 самолётов в год, обойдётся примерно в 2,5 млрд руб. Стоимость одного «Рысачка» оценивается в $3 млн (примерно 216 млн руб.), что вдвое меньше цены самолёта Л-410, которая составляет около 425 млн рублей.
«Мы провели ряд консультаций — в том числе и с разработчиком и владельцем документации Кондратьевым, провели свои внутренние оценки. И в какой-то момент стало понятно, что у нас нет площадей для размещения подобного рода техники. Ввиду того что ракета «Союз-5» действительно большая и крупногабаритная. Плюс мы всё-таки не сбрасываем со счетов проект сверхтяжёлого носителя, который когда-то может к нам прийти примерно на эти площади», — рассказал РБК гендиректор РКЦ «Прогресс» Дмитрий Баранов.
Он отметил, что, несмотря на то что предприятие изначально и до 1950-х годов было авиационным, последние 60 лет «работает с космической тематикой».
«Мы сейчас сосредоточились на ракетной тематике. И площади, которые мы занимали в сборочном цехе под "Рысачок", теперь будут заняты оборудованием под "Союз-5". Это естественный ход жизни, что-то приходит, что-то уходит», — пояснил Дмитрий Баранов, добавив, что рассчитывает, что в «Прогресс» «придут и другие некоторые ракеты-носители».
Разработчики «Рысачка» заложили в проект турбовинтовые двигатели М601F производства компании Walter (Чехия) мощностью по 750 л.с. Самолёт рассчитан на перевозку до 10 пассажиров или полутора тонн груза. Дальность полёта — до 2 тыс. км. Максимальная высота полёта — 5 тыс. м. Диапазон крейсерских скоростей — от 250 до 400 км в час. Экипаж — два человека. Самолёт рассчитан на использование грунтовых площадок длиной 500 м с прочностью грунта не менее 5,5 кг/кв.см.
В 2011 году были
По состоянию на 1 апреля 2019 года
В настоящее время в размерности самолёта «Рысачок» создаётся лёгкий многофункциональный самолёт на 9 мест (ЛМС-901) «Байкал». Его первый полёт должен быть выполнен до конца текущего года. Серийное производство планируется запустить с 2023 года.