Опубликована третья редакция Комплексной программы развития авиапрома

Фото: © пресс-служба ПАО «ОАК»

Минпромторг пересмотрел планы по количеству и срокам выпуска гражданских воздушных судов в рамках обновлённой комплексной программы развития авиационной отрасли до 2030 года, следует из опубликованного распоряжения правительства России.

Это уже третья редакция комплексной программы. Первая – от 25 июня 2022 года предусматривала поставку отечественной гражданской авиации 1036 пассажирских самолётов. На 2024 год в ней закладывалось изготовить не менее 20 импортозамещённых самолётов SSJ-New (SJ-100), шесть МС-21-310 и семь Ту-214 – основные три типа воздушных судов, которые должны прийти на смену самолётам Boeing, Airbus и Embraer.

Однако уже через год планы были пересмотрены, причём в большую сторону. В редакции от 25 августа 2023 года в части магистральных и региональных пассажирских самолётов наиболее значительные изменения коснулись планов поставок Ту-214. Если в первой редакции программы к концу 2030 года предполагалось произвести 70 таких машин, то теперь их количество возросло до 115. Прогнозные показатели выпуска в Ту-214 в 2023, 2024 и 2025 годах остались неизменными: три, семь и 10 самолётов соответственно. В 2026 году программой предусматривалась постройка уже не 10, а 15 лайнеров этого типа, а в 2027–2030 годах – по 20 ежегодно. По МС-21, SSJ-New планы не поменялись, а всего программа предполагала выпуск 1081 самолёта.

В конце февраля текущего года глава Ростеха Сергей Чемезов дезавуировал все обещания высоких чиновников из Минпромторга и ОАК и честно сказал, что начало поставок практически всех типов воздушных судов отечественного производства переносится не менее чем на два года. В первую очередь это касается тех же МС-21, SJ-100 и Ту-214. В сложившихся реалиях, Минпромторг был вынужден в очередной раз скорректировать свои планы, теперь уже в сторону понижения объёмов выпуска новых самолётов.

Лётчик набирает высоту или как освоить бюджет в 7000 метров

Сразу после вступления в должность президента РФ Владимир Путин подписал указ о целях развития страны до 2030 года, в котором говорилось о необходимости увеличения к 2030 году авиационной подвижности населения не менее чем на 50% по сравнению с показателем 2023 года при обеспечении к концу десятилетия в парке российских авиакомпаний не менее 50 процентов самолётов отечественного производства. При этом в августе 2023 года в Минпромторге со ссылкой на стратегию развития обрабатывающей промышленности говорили, что доля российских самолётов в парках авиакомпаний РФ к 2030 году составит 81,3 процента. А показатель немногим более 53 процентов чиновники министерства планировали достичь в 2025 году.

Исходя из того, что все предыдущие обещания оказались ничем не обоснованными предположениями, Правительство было вынуждено пересмотреть планы в очередной раз и подойти к ним более взвешено. Третья редакция комплексной программы предполагает, что к началу 2031 года будет изготовлено и передано перевозчикам 994 самолёта – на 87 меньше, чем планировалось во второй редакции. Причём из 994 самолётов, 158 – это совершенно новый тип ЛМС-192 «Освей», которого в предыдущих редакциях не было. Т.е., реально объём выпуска снижен не на 87, а на 245 воздушных судов.

Опубликованный документ показывает, что наибольшее снижение объёмов выпуска касается региональных самолётов ЛМС-901 «Байкал» и ТВРС-44 «Ладога». «С учётом успешной реализации программ импортозамещения в 2024 - 2030 годах предусматриваются поставки 990* самолётов для нужд гражданской авиации», – говорится в правительственном документе.

По типам воздушных судов объёмы выпуска распределены следующим образом:

  • SSJ-New (SJ-100) – 142 самолёта. Сертификация перенесена с 2023 на 2025 год, а первые поставки – на 2026-й;
  • МС-21-310 – 270 самолётов. Сертификация также перенесена на 2025 год, с началом поставок в 2026 году;
  • Ил-114-300 – 51 самолёт. Идёт сертификация. Поставки могут начаться не ранее 2026 года;
  • Ту-214* – 113 самолётов. Идёт расширение производственных мощностей на авиазаводе в Казани;
  • Ил-96-300 – 12 самолётов. Самолёты Ил-96-400М в пассажирской версии выпускаться не будут;
  • ТВРС-44 «Ладога» – 105 самолётов;
  • ЛМС-192 «Освей» – 158 самолётов;
  • ЛМС-901 «Байкал» – 139 самолётов. Сертификация пассажирской версии – до конца 2025 года, поставки – с 2026-го.

С 2026 года планируется выйти на поставку более 20 единиц в год самолётов SJ-100, программа МС-21 предусматривает начало поставок первых девяти машин в 2025 году, а с 2029 года необходимо выйти на темп 72 самолёта в год.

Ил-96-400М – всё настолько понятно, что нужно внести ясность

В распоряжении Правительства обращает на себя внимание, что в комплексную программу включены самолёты «Освей» с проектным наименованием ЛМС-192, ранее он обозначался как ЛМС-401. По планам Минпромторга разработка этого самолёта будет осуществляться совместно с Белоруссией, а выпускать его планируется в Барановичах, причём в большом объёме, хотя этого самолёта нет пока ещё даже в чертежах.

Отдельно в новой редакции комплексной программы говорится о самолёте «Байкал». Проблема заключается в том, что сам по себе этот самолёт давно готов и уже мог бы перевозить пассажиров, но его останавливает отсутствие двигателя. «До конца 2024 года планируется получение сертификата типа на базовую транспортную версию лёгкого многоцелевого самолёта "Байкал" (ЛМС-901) и двигатель ВК-800СМ. До конца 2025 года планируется получение сертификата типа на пассажирскую версию самолёта с двигателем ВК-800СМ», – сказано в программе.

Таким образом, в третьей редакции комплексной программы в соответствие приведены планы и реальность, с которой приходится сталкиваться отечественному авиапрому, хотя и в таком виде она не вселяет оптимизма в её успешную реализацию. А Сергей Чемезов стал единственным высокопоставленным чиновником, кто открыто заявил о значительной сдвижке сроков.

* Количество самолётов, приведённое в таблице и тексте распоряжения немного отличаются.

Андрей Величко
для сайта «Авиации Россия»

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (23 оценок, среднее: 2,65 из 5)
Загрузка...