На Иркутском авиационном заводе (ИАЗ) завершилась стыковка очередной консоли крыла для серийного пассажирского самолёта МС-21. Композитное крыло МС-21 существенно отличает российский самолёт по своим аэродинамическим качествам от его конкурирующих моделей А и Б. Удлинение 11,5 пока является недостижимым параметром для самых современных А320/321 и В737 МАХ. Наши коллеги из Телеграм-канала «Записки авиастроителей» рассказали, как проходит стыковка консолей крыла с фюзеляжем лайнера.
Основные силовые элементы консоли крыла МС-21: передний и задний лонжероны, а также верхняя и нижняя панели со стрингерами, дренажные короба, верхние и нижние панели центроплана изготовлены из полимерно-композиционных материалов на ульяновском предприятии «АэроКомпозит». Доставка самолётокомплектов и консолей крыла в сборе из Ульяновска в Иркутск осуществляется автомобильным транспортом. При том темпе сборки МС-21, который запланирован на ИАЗ – к 2027 году необходимо выпускать до 36 самолётов в год, – такая доставка экономически выгоднее авиационной.
Перед установкой на самолёт консоль проходит входной контроль, технический осмотр и предъявление заказчику. Затем она передаётся в цех №249, где на станции F10 и производится стыковка крыла с центропланом. Для выполнения заданных параметров стыковки и соблюдения технологического процесса, потребовалось несколько модернизировать сверлильную машину с автоматической подачей. Была установлена система отечественных свёрл, которые обеспечивают высокую точность и качество сверления отверстий в конструкции крыла.
После нивелировки и предварительной сверки с центропланом консоль устанавливается на специальную станцию, где производится окончательная установка и герметизация стыка. Затем готовый стык предъявляется представителям бюро технического контроля и заказчика, после чего проводятся испытания на герметичность.
Стыковка консоли крыла – один из самых ответственных этапов сборки самолёта. От её качества зависит безопасность полётов, именно поэтому к этой операции предъявляются особые требования, а её выполнение доверяется только высококвалифицированным специалистам с большим опытом работы. По окончании стыковки самолёт передаётся в монтажно-испытательное производство, где в цеху окончательной сборки монтируются системы и агрегаты, проходит подготовка машины к лётным испытаниям.
2 декабря 2023 года Акционерное общество «АэроКомпозит» отметило своё пятнадцатилетие. Освоение технологии композитного производства крыла самолёта МС-21 методом вакуумной инфузии началось на рубеже 2010-х годов. 14 июля 2015 года в Ульяновске был запущен завод для серийного изготовления композитных консолей крыла. Сегодня на заводе идёт реализация инвестиционного проекта с выходом на 36 самолётокомплектов в год. Программа предусматривает частичную реконструкцию существующих площадей и строительство нового логистического корпуса. В дальнейшем планируется спроектировать и возвести производственный корпус, чтобы с 2029 года обеспечить выпуск 72 самолётокомплектов в год.
В создании российских полимерно-композиционных материалов принимают участие компания Росатома «Юматекс», которое производит углеволокно, а также научные организации ИТЕКМА, где разрабатывают ленту из волокна и связующее. Для того, чтобы создать углеродное волокно, необходима постройка линии по масштабам производственных площадей сопоставимая с заводом «АэроКомпозит» в Ульяновске. Такое предприятие есть в Елабуге. Оно настроено конкретно под производство крыла для МС-21, под технические требования по физико-химическим характеристикам.
В 2023 году совместными усилиями ПАО «Яковлев» (ранее «Иркут»), «АэроКомпозита», МГТУ им. Баумана и Южно-Российского государственного политехнического университета им. Н.И. Платова были созданы отечественные роботы-манипуляторы для выкладки сухого углеволокна лонжеронов и панелей крыла с интегрированными стрингерами. Ключевые элементы роботов, включая программное обеспечение и выкладочные механизмы, разработаны и произведены в России. В 2024 году серийные образцы российского роботизированного комплекса будут смонтированы и запущены в работу на ульяновской производственной площадке «АэроКомпозита».
Сейчас на Иркутском авиазаводе не менее пяти серийных МС-21 в разной степени готовности ждут двигатели и российское оборудование. А предприятия, участвующие в кооперации по проекту МС-21, изготавливают агрегаты уже для восьмой серийной машины.